СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика К Вам пришла налоговая инспекция

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

  1. Закон о налоговой службе [33]
  2. Закон № 2181 [22]
  3. Указ № 817 [20]
  4. Порядок № 327 [124]
  5. Положение № 82 [125]
  6. Порядок № 253 [126]
  7. Порядок предоставления разъяснений [127]
  8. Методические рекомендации № 441 [133]
  9. Инструкция № 290 [ 128]
  10. Инструкция № 493 [129]
  11. Инструкция №110 [132]

Одним из неприятных моментов в деятельности предприятия является проведение проверок органами государственной налоговой службы. Как показывает практика, в 9 случаях из 10 обще­ние субъекта хозяйствования с контролирующими органами выливается в конфликт. Формиро­ванию нормальных отношений препятствует правовая безграмотность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, а также несовершенство налогового законодательства.

Вместе с тем в процессе осуществления плановых и внеплановых проверок возникает целый ряд общих вопросов, владеть которыми обязан любой налогоплательщик. Это тот базис, который поможет защитить свои законные права и интересы в процессе вынужденного общения с нало­говыми органами. О том, что необходимо знать налогоплательщику при проведении проверки налоговым инспектором, и пойдет речь в данном разделе.

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА № 877 В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Прежде чем перейти непосредственно к порядку проведения проверок налоговой инспекцией, рассмотрим один важный момент.
С 26.12.2007 г. вступил в силу Закон № 877 [14], который суще­ственным образом ограничивает права контролирующих органов. Под сферу действия данного Закона, несмотря на изложенные в нем ограничения, попала и налоговая инспекция. Конечно же, налоговики таким фактом недовольны. Большинство норм Закона № 877 [14] вообще не учитыва­ют особенностей налогового контроля и вряд ли применимы для проверок налоговой инспекцией. В связи с этим ГНАУ неоднократно обращалась в Секретариат Президента и КМУ с просьбой наложить вето на Закон № 877 [14] в отношении налоговых проверок. Видимо, эти обращения были недостаточно убедительными, и пока действие этого Закона [14] никто не отменял.

Тем не менее, ГНАУ в письме «Относительно осуществления контроля за соблюдением на­логового законодательства» от 06.09.2007 г. № 8610/6/23-6016/1016 обнародовала свое мне­ние по поводу распространения действия Закона № 877 [14] в отношении налоговых проверок. Приводим его.

Письмо ГНАУ от 06.09.200 г. № 8610/6/23-6016/1016

Органы государственной налоговой службы Украины осуществляют деятельность в соот­ветствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине», который определяет статус государственной налоговой службы в Украине, ее основные задачи, функ­ции и правовые основы деятельности. Этим Законом на органы государственной налоговой службы возложены функции и определен порядок осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством.

При этом органы государственной налоговой службы руководствуются Законом Украи­ны «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и го­сударственными целевыми фондами», Законом Украины «О системе налогообложения» и другими действующими законодательными и нормативно-правовыми актами Украины в рамках своей компетенции.

Учитывая приведенное выше, после вступления в силу Закона Украины от 5 апреля 2007 года № 877-У «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» органы государственной налоговой службы Украины будут руководствоваться этим Законом в рамках своей компетенции в части, распространяемой на налоговые органы.

Как видим, ГНАУ  не дает четкого ответа на вопрос.

Ниже приводим мнение Министерства финансов Украины по этому же поводу.

Письмо Министерства финансов Украины от 31.08.2007 г. № 31-21010-04-5/17626

МФУ проанализировало действие Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-У «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» по применению его в сфере налогового контроля и совместной деятельности ГНАУ и сообщает.

Согласно ст. 67 Конституции Украины каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Согласно пункту 1 части второй ст. 921 Конституции Украины система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются ис­ключительно законами Украины.

В преамбуле Закона Украины «О системе налогообложения» установлено, что этот Закон определяет принципы построения системы налогообложения в Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды, а также права, обязанности и ответственность плательщиков.

Согласно ст. 2 указанного Закона под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюд­жеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет  соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый платель­щиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении, а совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения.

Статья 29 Бюджетного кодекса Украины предусматривает, что все доходы, получаемые в соответствии с законодательством Украины о налогах и сборах (обязательных плате­жах), являются доходами Госбюджета Украины. Налоги и сборы (обязательные платежи), указанные в ст. 64 этого Кодекса, составляют корзину доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов меж­бюджетных трансфертов.

Согласно ст. 66 этого Кодекса установленная в этой статье Кодекса часть налога с доходов физических лиц и платы за землю, которые уплачиваются на соответствующей территории, является источником формирования доходов бюджета АР Крым, областных и районных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. В статье 69 указанного Кодекса определены налоги и сборы (обязательные платежи), относящиеся к доходам местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов.

Исходя из приведенного, а также учитывая положения ст. 30, 70, 82, 87 — 91 Бюд­жетного кодекса Украины, налоги и сборы (обязательные платежи) на законодательном уровне четко и однозначно определены основными источниками формирования бюджетов, за счет которых осуществляются расходы на обеспечение конституционного строя госу­дарства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства, расходы, определяемые функциями государства, расходы на реализацию прав и обязанностей АР Крым и местного самоуправления, которые имеют местный характер и опреде­лены законами Украины, обеспечивается реализация общегражданских интересов и нужд, а также определенных Конституцией Украины государственных гарантий и социальной направленности государства.

Согласно п. 30 ст. 2, части третьей ст. 50 и части пятой ст. 78 Бюджетного кодекса Украины своевременное и в полном объеме поступление в государственный и местные бюджеты налогов и сборов (обязательных платежей), других доходов, предусмотренных законодательством, обеспечивают налоговые, таможенные и другие государственные ор­ганы, которым согласно закону предоставлено право взимания в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других поступлений. Кроме того, соответствующие по содер­жанию положения также определены в ст. 20 Закона Украины «О системе налогообло­жения», в Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине», Законе Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», других специальных законах по вопросам на­логообложения.
Исходя из приведенного, а также учитывая положения ст. 30, 70, 82, 87 — 91 Бюджетного кодекса Украины, налоги и сборы (обязательные платежи) на законодательном уровне четко и однозначно определены основными источниками формирования бюджетов, за счет которых осуществляются расходы на обеспечение конституционного строя государства, государствен­ной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства, расходы, определяемые функциями государства, расходы на реализацию прав и обязанностей АР Крым и местного самоуправления, которые имеют местный характер и определены законами Украины, обеспечивается реализация общегражданских интересов и нужд, а также определенных Консти­туцией Украины государственных гарантий и социальной направленности государства.

Согласно п. 30 ст. 2, части третьей ст. 50 и части пятой ст. 78 Бюджетного кодекса Украи­ны своевременное и в полном объеме поступление в государственный и местные бюджеты налогов и сборов (обязательных платежей), других доходов, предусмотренных законода­тельством, обеспечивают налоговые, таможенные и другие государственные органы, которым согласно закону предоставлено право взимания в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других поступлений. Кроме того, соответствующие по содержанию положе­ния также определены в ст. 20 Закона Украины «О системе налогообложения», в Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине», Законе Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными це­левыми фондами», других специальных законах по вопросам налогообложения.
Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не содержит соответствующих четких и однозначных поло­жений по его действию в этой сфере.

В частности, согласно ст. 2 настоящего Закона его действие распространяется на от­ношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, и не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, кон­троля за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имущества, банковского и страхового надзора, других видов специаль­ного государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг, госконтроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия.

В связи с этим считаем, что применение настоящего Закона органами ГНС при осуществлении налогового контроля не согласовывается со ст. 6, 8, 19 Конституции Украины, где определено, что органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и за­конами Украины.
Что же касается сферы хозяйственной деятельности, то согласно ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины под хозяйственной деятельностью понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность, а сферу хозяйственных отношений со­ставляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяй­ственные отношения. В этой статье Кодекса хозяйственно-производственными определены имущественные и другие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности; организационно-хозяйственными — отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъ­ектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью; внутрихозяйственными — отношения, складывающиеся между структур­ными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями.

Согласно ст. 8 Хозяйственного кодекса Украины органы государственной налоговой службы не являются субъектами хозяйствования, а осуществление органами государствен­ной налоговой службы мероприятий налогового контроля по своему содержанию не может отождествляться с процессом управления хозяйственной деятельностью в определении статьи 3 этого Кодекса. Исходя из положений ст. 4 этого Кодекса, финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, не являются хозяйственными подразделениями.
Согласно части третьей ст. 1 Закона Украины «О системе налогообложения» механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов та­моженной пошлины и определенных в этой статье сборов, не может устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Следовательно, осуществление органами ГНС налогового контроля, который по своему содержанию является составляющей механизма взимания определенных законом налогов и сборов (обязательных платежей), должно регулироваться исключительно законами о на­логообложении.

Таким образом, применение Закона Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»- к сфере налогового контроля и деятельности органов ГНС является необоснованным.
Исходя из приведенного, считаем, что Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в действующей редакции не может регулировать и/или определять порядок осуществления органами государственной налоговой службы на­логового контроля и их полномочия в ходе налоговых проверок субъектов хозяйствования.

ПРАВА НАЛОГОВОГО ИНСПЕКТОРА

Самой актуальной для налогоплательщика является статья 11 Закона о налоговой службе [33]. Права налогового инспектора очень широки. Судите сами.

Закон о налоговой службе [33]
Статья 11. Права органов государственной налоговой службы

Органы государственной налоговой службы в случаях, в рамках компетенции и порядке, установленных законами Украины, имеют право:

  1. осуществлять документальные невыездные проверки (на основании поданных готовых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их подачи), а т плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, пол начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валют законодательства юридическими лицами, их филиалами, отделениями, другими обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица, а также физическими лицами, имеющими статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющими такого статуса, на которых согласно законам Украины возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), кроме Национального (Украины и его учреждений (далее — плательщики налогов);
  2. осуществлять контроль за:
    • соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке;
    • наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий на проведение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию согласно закону с последующей передачей материалов о выявленных нарушениях органам, выдавшим эти документы, торговых патентов;
  3. получать у плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков нал объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок и касающимся реали полномочий органов государственной налоговой службы, установленных этим и др законами Украины; проверять при проведении проверок у физических лиц докугу удостоверяющие личность;
  4. приглашать плательщиков налогов или их представителей для проверки правиль­ности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) такими плательщиками налогов. Письменные уведомления о таких приглашениях направ­ляются не позднее чем за десять рабочих дней до дня приглашения заказными письмами, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается плательщик налогов (должностное лицо плательщика налогов);
  5. получать бесплатно от плательщиков налогов, а также от учреждений Националь­ного банка Украины и коммерческих банков в порядке, установленном Законом Украины «О банках и банковской деятельности», справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — об объеме и обороте средств на сче­тах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности;
  6. получать бесплатно необходимые сведения для формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) от плательщиков налогов, а также Национального банка Украины и его учреждений — о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов и сборов (обязательных платежей), от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию субъектов, а также выдавать лицензии на проведение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию согласно закону, — о выдаче таких свидетельств о государственной регистрации и лицензий субъектам хозяйственной деятельности, от органов внутренних дел — о гражданах, прибывших на проживание в со­ответствующий населенный пункт или выбывших из него, от органов регистрации актов гражданского состояния — об умерших гражданах;
  7. получать бесплатно от таможенных органов ежемесячно отчетные данные о ввозе на таможенную территорию Украины импортных товаров и взыскании при этом налогов и сборов (обязательных платежей) и информацию об экспортно-импортных операциях, осуществляемых резидентами и нерезидентами, по форме, согласованной с Государственной налоговой администрацией Украины, и от органов статистики — данные, необходимые для использования их в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности пред­приятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
  8. требовать от плательщиков налогов, деятельность которых проверяется, устране­ния выявленных нарушений налогового законодательства, контролировать выполнение законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы, а так­же прекращение действий, препятствующих осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы;
  9. при проведении проверок изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных пла­тежей), а при проведении ареста активов плательщика налогов на основании решения суда — изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских до­кументов с составлением описи, которая скрепляется подписями представителя органа государственной налоговой службы и плательщика налогов, и оставлением копий таких документов плательщику налогов. Запрещается изъятие у субъектов хозяйственной дея­тельности документов, не подтверждающих факты нарушения законов Украины о нало­гообложении;
  10. предоставлять отсрочку и рассрочку налоговых обязательств, решать вопросы налогового компромисса, а также принимать решение о списании безнадежного долга в порядке, предусмотренном законом;
  11. применять к плательщикам налогов финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимки, пеню в случаях, порядке и размерах, установленных законами Украины;
  12. применять к плательщикам налогов, которые в установленный законом сро не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках, а также к учреждениям 6а} ков, которые не подали в соответствующие органы государственной налоговой служб] в установленный законом срок уведомлений о закрытии счетов плательщиков налогов ил начали осуществление расходных операций по счету плательщика налогов до получени уведомления соответствующего органа государственной налоговой службы о взятии счет на учет в органах государственной налоговой службы, финансовые (штрафные) санкци в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
  13. за несвоевременное исполнение учреждениями банков и другими финансово кредитными учреждениями решений суда и поручений плательщиков налогов об уплат налогов и сборов (обязательных платежей) взыскивать с учреждений банков и други финансово-кредитных учреждений пеню за каждый день просрочки (включая день ушц ты) в порядке и размерах, установленных законами Украины относительно таких видо платежей;
  14. пользоваться по делам службы средствами связи, принадлежащими предприятиял учреждениям и организациям, с разрешения их руководителей;
  15. требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, проверяемы в ходе плановых и внеплановых выездных проверок, проведения инвентаризаций основны фондов, товарно-материальных ценностей и средств, в случае отказа в проведении таки инвентаризаций или при проведении административного ареста активов — обратитьс в суд по поводу побуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соот ветствующего решения судом — в присутствии понятых и представителей предприятие учреждений и организаций, в отношении которых проводится проверка, опечатыват кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента таког опечатывания, указанного в протоколе. Порядок опечатывания касс, кассовых помещение складов и архивов устанавливается Кабинетом Министров Украины;
  16. предоставлять информацию из Государственного реестра физических лиц — пл; тельщиков налогов и других обязательных платежей другим органам государственно власти согласно закону;
  17. обращаться в предусмотренных законом случаях в судебные органы с заявление (исковым заявлением) об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

Права, предусмотренные пунктами 1 — 9, 14 и 15 части первой настоящей стать предоставляются должностным лицам органов государственной налоговой службы, а права предусмотренные пунктами 10 — 13, 16 и 17, — главам государственных налоговых администраций и начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям.

Прокомментируем некоторые из них.

ПРАВО ПРОВОДИТЬ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ НЕВЫЕЗДНЫЕ И ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ

Согласно пункту 5 Указа № 817 [20] налоговый инспектор имеет право проводить документальные не выездные и выездные проверки в отношении:

  1. уплаты налогов и сборов, обязательных платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;
  2. соблюдения валютного законодательства;
  3. уплаты бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевых внебюджетных фондов;
  4. надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджета.

ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

То, что объяснения во время проверок не обязательно предоставлять в письменной фор мало что меняет, ибо в «принципиальных случаях» проверяющих вряд ли устроит устная форма. А вот указание на то, что объяснения могут предоставляться исключительно в рамках законных полномочий органов ГНС, безусловно, является ограничением для налоговых органов. Получается, что сегодня должностное лицо органа ГНС может требовать объяснения только по тем вопросам, которые находятся в рамках его прав согласно 11 Закона о налоговой службе (33) или согласно нормам других законов.

ПРАВО КОНТРОЛИРОВАТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

В соответствии с пунктом 15 Закона об РРО [130] контроль за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги) осуществляют органы госу­дарственной налоговой службы Украины путем проведения плановых и внеплановых проверок согласно законодательству Украины.
Под плановую проверку могут попасть лишь субъекты хозяйствования, использующие упро­щенную систему налогообложения. А вот внеплановую проверку может ожидать у себя любой субъект хозяйствования, который применяет РРО, РК или КУРО.

ПРАВО ПРИГЛАШАТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Как видим, эта норма указывает на право налогового инспектора приглашать должностных лиц, а не требовать от них прийти обязательно в налоговый орган. Это позволяет судить о добровольности таких специальных вызовов. А значит, Вы вправе самостоятельно решать, принимать такое «приглашение» или нет. Ведь никакой ответственности за игнорирование такого приглашения законодательством не предусмотрено. Единственное, что может грозить предприятию в этом случае — негативная реакция налогового инспектора, что может повлечь более «придирчивое» отношение к Вам в будущем. Поэтому в случае отказа от приглашения желательно письменно обосновать причину такого отказа.

Здесь уместно также упомянуть о распространенных на практике вызовах налогопла­тельщика по телефону. Нормы закона не предусматривают ответственности налогоплатель­щиков за отказ выполнять «телефонные просьбы» должностных лиц, поэтому эти просьбы можно на свое усмотрение либо игнорировать, либо выполнять для поддержания хороших отношений с контролирующим органом. Мы рекомендуем бухгалтеру реагировать на такие обращения следующим образом: «Вы знаете, директор запретил мне приходить в ГНИ без письменного запроса, поэтому, пожалуйста, направьте нам запрос. Заранее Вам бла­годарны».

ПРАВО ПОЛУЧАТЬ БЕСПЛАТНО ОТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ СПРАВКИ И/ИЛИ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ О НАЛИЧИИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ

Статья 11 Закона о налоговой службе [33] предусматривает для должностных лиц орга­нов ГНС только право на получение информации о наличии банковского счета, да и то право не безпроблемное. Получение же должностным лицом органа ГНС информации об объеме и обороте средств на счетах, а также о непоступлении в установленные сроки валютной вы­ручки сегодня возможно лишь после получения должностным лицом органа ГНС специального решения суда, разрешающего или обязывающего передать должностному лицу органа ГНС эту информацию.

Без предварительного решения суда должностным лицом органа ГНС может быть полу­чена лишь информация о наличии банковских счетов. И здесь, кстати, уместно вспомнить о существовании специального нормативного документа, обязывающего субъекта хозяйство­вания и учреждения банков уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии счетов. Речь идет о Порядке предоставления налоговым органом Уведомления об открытии (закрытии) счетов в учреждениях банков, утвержденном приказом ГНАУ от 01.08.2001 г. № 306. Согласно этому документу субъекты хозяйствования обязаны в течение трех рабочих дней подать органу ГНС по месту своего учета соответствующее уведомление об открытии или закрытии банковского счета, а учреждения банков — об изменении субъектом хозяй­ствования своего счета.

Должностные лица органов ГНС имеют право только на получение информации о наличии банковских счетов. Получение же информации об объеме и обороте средств на счетах, а также о непоступлении в установленные сроки валютной выручки возможно только после получения должностным лицом ГНС специального разрешения суда

ПРАВО ИЗЫМАТЬ КОПИИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Вместо оригиналов сегодня могут изыматься лишь копии финансово-хозяйственных и бухгал- терских документов. Согласно части девятой статьи 11 Закона о налоговой службе [33] оригиналы финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов сегодня могут изыматься только на основании решения суда. При этом обязательно составляется опись изъятых документов, которая скрепляется подписями должностных лиц ГНИ и представителем налогоплательщика
Важным моментом является лишение должностных лиц органов ГНС права на изъятие у граждан — субъектов предпринимательской деятельности регистрационных удостоверении или специальных разрешений (лицензий, патентов и т. п.). Сегодня пункт 9 статьи 11 Закон о налоговой службе [33] содержит прямой запрет на изъятие документов, не подтверждающих факт нарушения законов Украины о налогообложении.

Запрещается изымать документы, которые не подтверждают факт нарушения законов о налогообложении

ПРАВО ТРЕБОВАТЬ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Механизм реализации должностными лицами органов ГНС своего права требовать проведении инвентаризации и опечатывать помещения налогоплательщиков значительно усложнился. Теперь в случае отказа налогоплательщика провести инвентаризацию должностные лица налоговой инспекции вправе обратиться в суд с требованием обязать налогоплательщика провести инвентаризацию. Это же право предоставляется должностному лицу органа ГНС и при проведении административного ареста активов.

Что касается опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов, то оно возможно на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания (пункт 15 статьи 11 Закона о налоговой службе [33]).

 

Следующая>>>  

Переход: Первая  1  2  3  4  5  6  7  Последняя

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134