СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика Защитники интеллектуальной собственности

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ ИНСПЕКТОРЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЗАДАЧИ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Основной задачей инспекций по интеллектуальной собственности, как и следует из самого названия данного органа, является защита прав интеллектуальной собственности, что полностью соответствует обязательствам Украины, взятым в соответствии с Договором Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве, принятым Дипломат ческой конференцией 20.12.96 г. [144] (дата присоединения Украины: 20.09.2001 г.).

Пункт 7 Положения о госинспекторе по интеллектуальной собственности [135]

Государственный инспектор:

  1. осуществляет контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований законов Украины «Об авторском праве и смежных правах», «О распространении экземпляре аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, 6а данных», «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания, матриц» и других актов законодательства в сфере интеллектуально собственности в порядке, установленном законодательством и настоящим Положением;
  2. принимает меры по прекращению незаконного оборота товаров, изготовленных с нарушением прав интеллектуальной собственности, в частности изъятие из оборота контрафактных экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, изготовленных или импортированных с нарушенем требований законодательства, а также оборудования и сырья для производства диско и матриц;
  3. с целью недопущения нарушений прав интеллектуальной собственности осуществляет:
    • контроль за наличием договоров на производство дисков и правильностью их заключения;
    • контроль за нанесением специального идентификационного кода на все производимые диски;
    • проверку сведений и данных, занесенных субъектом хозяйствования, изготавливающим диски, в специальные журналы, ведение которых предусмотрено законодательством;
    • проверку регистрации в специальном журнале сведений об объемах производства дисков, заказов и договоров на их производство;
    • контроль за учетом заказов на производство дисков, объемом их производства, их хранением и отгрузкой, внесением соответствующих данных в документы складского и бухгалтерского учета.
  4. обращается в Департамент за разрешением проведения плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования;
  5. выносит субъектам хозяйствования обязательные для выполнения распоряжения (предписания) по устранению нарушений законодательства в сфере интеллектуальной собственности, выявленных во время проведения проверок деятельности указанных субъектов, связанной с использованием объектов права интеллектуальной собственности, в частности распространением, прокатом, хранением, перемещением экземпляров аудио­визуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, производством, экспортом и импортом дисков и матриц, а также использованием, экспортом и импортом оборудования и сырья для их изготовления;
  6. применяет к субъектам хозяйствования в случае нарушения ими законодательства о производстве дисков специальные меры в рамках предоставленных ему полномочий;
  7. проводит плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования в процессе использования объектов права интеллектуальной собственности, в частности распростра­нения, проката, хранения, перемещения экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных и производства дисков и матриц, а также использования экспорта и импорта оборудования и сырья для их из­готовления и в случае публичного и повторного выполнения, оповещения, демонстрации либо использования другим способом объектов авторского права и смежных прав;
  8. проводит осмотр вещей и документов и изымает у субъектов хозяйствования экзем­пляры аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, которые изготавливаются, распространяются, предоставляются в прокат, хранятся, используются либо перемещаются с нарушением требований законодательства, оборудования и сырья для их изготовления, электронную и компьютерную технику для их воссоздания, а также соответствующие документы;
  9. выполняет другие функции в рамках предоставленных полномочий.

Отметим, что государственный инспектор по вопросам интеллектуальной собственности является должностным лицом Государственного департамента интеллектуальной собственности. Государственные инспекторы назначаются на должность и освобождаются от должности пред­седателем Департамента.

Департамент контролирует выполнение государственным инспектором своих заданий и долж­ностных обязанностей, решает вопросы о его обеспечении рабочими помещениями, необходимым оборудованием и создает условия для работы. Государственному инспектору выдается удостоверение установленного образца и он имеет право на использование индивидуальной печати и бланков, форма которых утверждается Департаментом.

Следует сказать, что появлению в Украине такого контролирующего органа, как инспекции по интеллектуальной собственности, субъекты хозяйствования во многом обязаны корпорации Микрософт, которая настоятельно требовала от Украины создать такой орган (см., например, письмо Госдепартамента интеллектуальной собственности от 30.10.2002 г. № 16-07/3478).

ПРАВА ИНСПЕКЦИЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Положение о госинспекторе по интеллектуальной собственности [135]
1. Это Положение регламентирует деятельность государственных инспекторов по во­просам интеллектуальной собственности, определяет их права и функциональные обязанности в отношении государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности в процессе вы­полнения объектов права интеллектуальной собственности, в частности распространения, проката, хранения, перемещения экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, а также производства, экспорта и им­порта дисков для лазерных систем считывания и матриц.
<...>
8. С целью выполнения возложенных на него задач государственный инспектор имеет право:

  1. проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешения на использование объек­тов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распростра­нения, проката или проведения другой деятельности, связанной с их использованием;
  2. требовать от субъектов хозяйствования, которые используют объекты права интеллек­туальной собственности, обеспечение предоставления для ознакомления регистрационных, финансовых и других документов, которые подтверждают право субъекта хозяйствования на использование указанных объектов, а от субъектов хозяйствования, которые произво­дят диски и матрицы, также лицензии на их производство;
  3. проводить осмотр и изымать у субъектов хозяйствования с целью изучения на не­обходимый срок, но не более чем на 30 дней, объекты права интеллектуальной собствен­ности в случае, когда есть обоснованное основание подозревать совершение нарушения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
  4. проводить проверку и изымать в случае необходимости у субъектов хозяйствования на период до решения вопроса в судебном порядке носители, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, а также проверять порядок осуществления технологических процессов, хозяйственных операций, связанных с производством, распоря­жением, прокатом, хранением, использованием и перемещением указанных носителей
  5. проверять наличие контрольных марок на введенных в оборот экземплярах аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, серию и номер контрольных марок и соответствие названия аудиовизуальной произведения, фонограммы, видео граммы, компьютерной программы, базы данных, на­несенной на контрольные марки, названию соответствующего экземпляра, а также изымать экземпляры аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, на которые не наклеены контрольные марки либо на которые на­клеены контрольные марки, имеющие серию и номер, которые не соответствуют данных Единого реестра получателей контрольных марок, либо на которые нанесено названій аудиовизуального произведения, фонограммы, видеограммы, компьютерной программы базы данных, которые не соответствуют названию соответствующего экземпляра; для аудиовизуальных произведений кинематографии — также проверять наличие у субъекта хозяйствования документов, предусмотренных статьей 15 Закона Украины «О кинема­тографии» и Положением о государственном удостоверении на право распространения и демонстрирования фильмов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.98 г. № 1315;
  6. проверять какие-либо документы, в том числе расчетные, подтверждающие соблюдение законодательства по вопросам интеллектуальной собственности, в частности в процессе производства, экспорта дисков и матриц, использования, экспорта и импорта оборудования и сырья для их производства;
  7. получать копии документов, подлежащих проверке, отбирать два образца каждого диска, изготовленного с применением каждой пресс-формы, которая была использована либо которая могла быть использована для производства диска субъектом хозяйствования, и изымать любые документы, связанные с выявленными нарушениями законодательства по вопросам интеллектуальной собственности и производства, экспорта, импорта дисков и матриц;
  8. требовать с целью обеспечения защиты интересов субъекта права интеллектуаль­ной собственности прекращения нарушения либо совершения действий, которые могут привести к нарушению законодательства по вопросам интеллектуальной собственности, в частности в процессе производства, распространения, проката, хранения и перемещения дисков и матриц;
  9. с целью прекращения выявленных нарушений законодательства по вопросам интел­лектуальной собственности и производства, экспорта, импорта дисков привлекать в уста­новленном порядке к проведению проверок представителей контролирующих и право­охранительных органов, представителей субъектов авторского права и/или смежных прав либо уполномоченных ими лиц, а также экспертов по вопросам интеллектуальной собственности;
  10. ставить перед уполномоченными органами вопрос о привлечении юридических
    и/или физических лиц к ответственности за нарушение законодательства по вопросам
    интеллектуальной собственности, в частности в процессе производства, распространения,
    проката, хранения и перемещения дисков и матриц;
  11. применять в установленном законом порядке специальные меры, в том числе опеча­тывать и/или изымать изготовленные, импортированные или подготовленные к экспорту с нарушением требований законодательства диски и матрицы, оборудование и сырье для их производства, которые не соответствуют требованиям законодательства, в частности не приспособлены для нанесения специального идентификационного кода, на период до решения вопроса в судебном порядке;
  12. подавать предложения по ограничению, временному запрету деятельности, вре­менному прекращению действия либо аннулированию лицензии:
    1. на производство дисков и матриц — Департаменту;
    2. на экспорт, импорт дисков и матриц — Минэкономики;
  13. предоставлять в установленном порядке заключения в отношении правомерности использования объектов права интеллектуальной собственности.

9. Государственный инспектор обязан:

в случае выявления нарушений законодательства по вопросам интеллектуальной собственности, имеющих признаки преступления, немедленно уведомлять об этом соответствующие правоохранительные органы;

  • в случае выявления признаков административного правонарушения по статьям 512, 1649, 1643 КоАП [2] составлять протокол об административном правонарушении и передавать его на рассмотрение в суд;
  • в случае проведения осмотра и изъятия продукции, в состав которой входят объекты права интеллектуальной собственности, в частности экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, которые производятся, распространяются, предоставляются в прокат, хранятся, используются либо перемещаются с нарушением требований законодательства, и изъятия соответствующих документов составлять протокол либо делать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении, а в случае закупки (в том числе контрафактной продукции) — акт закупки;
  • обеспечивать соблюдение порядка хранения коммерческой и другой информации с ограниченным доступом во время выполнения функций, предусмотренных этим Положением;
  • проводить проверки в установленном порядке, оформлять материалы проверки, вести их учет и передавать на рассмотрение в суд;
  • контролировать (проверять) состояние исполнения изданных в установленном порядке Департаментом и государственным инспектором распоряжений (предписаний) по устранению выявленных нарушений и совместных решений Департамента, Госпредпринимательства и Минэкономики в отношении производства, распоряжения, проката, хранения, использования и перемещения объектов права интеллектуальной собственности, в частности в процессе производства дисков и матриц, а также использования, экспорта и импорта оборудования и сырья для их производства;
  • с целью защиты прав субъекта права интеллектуальной собственности взаимодействовать с другими контролирующими и правоохранительными органами, в частности органами МВД, Гостаможслужбы, а также с центральными и местными органами исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями или физическими лицами, уполномоченными представлять интересы субъекта права интеллектуальной собственности.

Отдельно предусмотрены права инспекторов по интеллектуальной собственности при про верках осуществления хозяйственной деятельности по производству дисков для лазерных систем считывания, матриц. Так, в Порядке контроля № 12 [140] предусмотрено, что органы контроля имеют право:

  • на доступ к лицензированным помещениям и к документам с целью выполнения контрольных функций {пункт 3.1 Порядка контроля № 12 [140]);
  • в случае необходимости при выявлении нарушения изымать в пределах своих полномочий документы в отношении этого нарушения с обязательным оставлением копий этих документов (пункт 3.2 Порядка контроля № 12 [140]);
  • осматривать при участии лицензиата диски для лазерных систем считывания, матрицы, лицензированные помещения и лицензированное оборудование (пункт 33 Порядка контроля № 12 [140]);
  • получать от лицензиата письменные пояснения по вопросам, которые возникают во время проведения проверки (пункт 3.4 Порядка контроля № 12 [140]);
  • проверять у лицензиата наличие разрешений на использование прав интеллектуальной собственности при производстве дисков (пункт 3.5 Порядка контроля № 12 [140]);
  • требовать от лицензиата предъявления любого диска, матрицы либо документов отчетности (в том числе всей отчетности), хранение и ведение которых предусматриваются законодательством, в любом формате, электронной либо другой форме, в том числе любой лицензии либо другого документа, который подтверждает право лицензиата на воспроизведение на диске либо матрице любого материала, защищенного правами интеллектуальной собственности (пункт 3-6 Порядка контроля № 12 [140]);
  • изымать и задерживать на необходимый срок любые диски либо матрицы, найденные в лицензированных помещениях, которые могли быть изготовлены либо воспроизведены с нарушением требований законодательства (пункт 3-7 Порядка контроля № 12 [140]);
  • требовать, в интересах защиты нрав субъекта авторского права и смежных прав, прекращения нарушения и/или подготовительных действий по нарушению права на объекты авторского права и смежных прав (пункт 3-8 Порядка контроля № 12 [140]);
  • принимать решение в форме распоряжения об устранении лицензиатом нарушений Лицензионных условий (пункт 3.9 Порядка контроля № 12 [140]);
  • применять специальные меры (в рамках предоставленных полномочий) к лицензиат в случае нарушения им законодательства о производстве дисков (пункт 3.10 Порядок контроля № 12 [140]);
  • выполнять другие полномочия в соответствии с законодательством в сфере производства дисков (пункт 3.11 Порядка контроля № 12 [140]).

Аналогичные полномочия закреплены в статье 7 Закона № 2953 [137].
Отметим, что приведенный перечень прав госинспекторов по интеллектуальной собственности вполне вписывается в общие требования Закона № 877 [14], который, напомним, должен вступить в силу 26.12.2007 г. Так, статья 8 данного нормативно-правового акта закрепляет полномочия и обязанности органов госнадзора. К первым, в частности, относятся:

  • право требовать от субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений требований законодательства;
  • право требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора;
  • право отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, получать пояснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время государственного надзора, согласно закону;
  • направлять субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений и недостатков;
  • налагать штрафные санкции и принимать меры, предусмотренные законом.

С 26.12.2007 г. ограничений в полномочиях госинспекторов по интеллектуальной собственности станет больше, так как вступит в силу Закон № 877, устанавливающий ряд новых требований к организации деятельности по осуществлению государственного надзора (контроля).

Но не следует забывать и об ограничениях в полномочиях контролирующих органов. С 26.12.2007 г. их станет больше. Среди них следующие:

1)  полномочия госинспекторов должны будут закрепляться на уровне закона, без такого за-
крепления они лишатся возможности проводить проверки;
2)  при проведении проверок они должны будут выполнять такие обязанности:

  • полно, объективно и непредвзято осуществлять государственный надзор (контроль) в рамках полномочий, предусмотренных законом;
  • придерживаться деловой этики во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования;
  • не вмешиваться и не препятствовать ведению хозяйственной деятельности во время осуществления мер государственного надзора (контроля), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не несет опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров;
  • обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования, которая становится доступной должностным лицам в ходе осуществления государственного надзора (контроля);
  • ознакамливать руководителя субъекта хозяйствования либо его заместителя, либо уполномоченное им лицо с результатами государственного надзора (контроля) в сроки, предусмотренные законом;
  • предоставлять субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению государственного надзора (контроля);

3)  запрет на проведение плановой или внеплановой проверки в отсутствие руководителя или
его заместителя, либо уполномоченного лица субъекта хозяйствования.
Это далеко не полный перечень требований, которые нашли закрепление в Законе № 877 [14]. К некоторым из них мы вернемся при дальнейшем рассмотрении процедуры проверок инспекто­рами по интеллектуальной собственности.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Основанием для проведения плановых проверок по соблюдению субъектами хозяйствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности, как и по общему правилу, является план проведения проверок, который, как указано в пункте 11 Положения о госинспекторе по интеллектуальной собственности [135], утверждается Департаментом.

Интересной новацией в порядке проведения плановых проверок, которая вводится Законом № 877 [ 14], является необходимость разработки контролирующими органами критериев, по кото­рым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. С учетом значения приемлемого риска для жизнедеятельности все субъекты хозяйствования, подлежащие контролю, должны будут относиться к одной из трех степеней риска: с высокой, средней и незначительной. И уже в зависимости от степени риска будет определяться периодичность проведения плановых мер государственного надзора. Отметим, что, учитывая специфику тех вопросов, проверка которых отнесена к компетенции госинспекторов по интеллектуальной собственности, есть все основания рассчитывать, что этим контролирующим органом преимущественное большинство субъектов хо­зяйствования должно быть отнесено к группе с незначительной степенью риска. Однако сегодня сложно себе представить, какие критерии могут быть положены в основу определения степени риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере интеллектуальной собственности. В любом случае, они должны будут пройти утверждение Кабмином, а субъекты хозяйствовав смогут с ними ознакомиться, в частности, через Интернет, так как на каждом контролирующем органе будет лежат обязанность провести соответствующее размещение.

Что касается внеплановых (внезапных) проверок, то они проводятся без предварительного уведомления субъекта хозяйствования по:

  • поручению Департамента;
  • обращениям других центральных и местных органов исполнительной власти;
  • инициативе государственного инспектора в случае выявления нарушений требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности в процессе использования объектов права интеллектуальной собственности, в частности распространения (в том числе осуществления оптовой или розничной торговли), проката, хранения и перемещения экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных на рынках, в торговой сети (палатках, лотках, магазинах), продажи их с рук, либо в случае других нарушений требований законодательства в указанной сфере;
  • письменным обращениям заявителей — лиц, которым принадлежат права интеллектуальной собственности, в частности авторское право и/или смежные права, имущественное право на знак для товаров и услуг либо предоставленное разрешение (лицензия) на использование указанных прав, а также их представителей;
  • поручению других контролирующих и правоохранительных органов и т. Д.

Так, согласно части 1 статьи 6 Закона № 877 [14] к таким основаниям отнесены:

  • подача субъектом хозяйствования письменного заявления соответствующему органу государственного надзора о проведении проверки по его желанию;
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
  • проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений либо других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мер контролирующим органом;
  • обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на ее проведение;
  • неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали подаче таких документов.

Проведение внеплановых проверок по другим основаниям, как указано в части 2 статьи 6 Закона № 877 [14], запрещается, если иное не будет предусмотрено специальным законом, ре­гулирующим порядок проведения проверок конкретным контролирующим органом, либо международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

ПИСЬМЕННЫЕ ЗАПРОСЫ ИНСПЕКЦИИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА НИХ

Ни  Положение о госинспекторе по интеллектуальной собственности [ 135], ни другие акты, так или иначе регулирующие полномочия данного контролирующего органа, право направлять запросы субъектам хозяйствования за инспекторами по интеллектуальной собственности не за­крепляет.
Тем не менее субъектам хозяйствования следует помнить, что инспектор по интеллектуальной собственности может обосновать свое право сделать запрос ссылкой на статью 11 Закона о государственной службе [47], согласно которой государственные служащие имеют право получать т предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию по вопросам, относящимся их компетенции. Однако если желания идти навстречу контролирующему органу и ответить а запрос у субъекта хозяйствования нет, у него есть все основания его проигнорировать, так как действующее законодательство не содержит никаких требований ни по поводу порядка, и по поводу сроков составления ответов на такие запросы. Видимо, зная это, инспекторы по интеллектуальной собственности на практике крайне редко обращаются к субъектам хозяйствования запросами, предпочитая все выяснять в личной беседе в ходе проверки.

ПИСЬМЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ИНСПЕКЦИЮ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Специальное законодательство, регулирующее полномочия и обязанности инспекций по интеллектуальной собственности, прямого указания на возможность субъектов хозяйствования направлять запросы в инспекции не содержит, однако это не должно служить основанием для ограничения права юридических и физических лиц на информацию. Так, согласно статье 9 Закона об информации [43] все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, предусматривающую возможность свободного получения, исполь­зования, распространения и сохранения сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления заданий и функций.

Одной из гарантий права на информацию статья 10 Закона об информации [43] называет обязанность органов государственной власти информировать о своей деятельности и принятых решениях. Способом доведения информации госорганов до заинтересованных лиц статья 21 Закона об информации [43] называет непосредственное доведение ее до заинтересованных (устно, письменно или другими способами).

В части 3 статьи 32 Закона об информации [43] дано понятие запроса о предоставлении письменной либо устной информации, под которым понимается обращение с требованием предоставить письменную либо устную информацию о деятельности органов законодатель исполнительной и судебной власти Украины, их должностных лиц по отдельным вопросам. В запросе должны быть указаны фамилия, имя и отчество (либо наименование и местонахождение) лица, подающего запрос, документ, письменная либо устная информация, его интересующая адрес, по которому он хочет получить ответ. Согласно статье 33 Закона об информации [43] срок изучения запроса не должен превы­шать 10 календарных дней. В течение этого срока инспекция по интеллектуальной собственности письменно должна уведомить лицо, подавшее запрос, о том, будет ли его запрос удовлетворен, либо о том, что запрос не подлежит удовлетворению, с указанием причин отказа. Удовлетворе­ние запроса осуществляется в течение месяца со дня его подачи, если иное не предусмотрено законом.  Каждый субъект хозяйствования имеет право направить в инспекцию по интеллектуальной собственности запрос о предоставлении информации или официальных документов. В течение 10 дней со дня получения запроса инспекция должна сообщить о том, подлежит ли запрос удовлетворению, либо отказать в удовлетворении. Если запрос признан подлежащим удовлетворению, ответ на него должен быть предоставлен в течение месяца со дня подачи запроса, если лицо не было уведомлено об отказе в его удовлетворении.

В отказе удовлетворить запрос должен быть разъяснен порядок обжалования принятого ре­шения и указаны:

  • должностное лицо инспекции по интеллектуальной собственности, отказывающее в удовлетворении запроса;
  • дата отказа;
  • мотивированное основание отказа.

Отказ в удовлетворении запроса может быть обжалован в административном порядке, т. е. в вышестоящем органе, или в судебном порядке. В случае обращения в суд обязанность до­казывать законность отказа в удовлетворении запроса возлагается на ответчика — инспекцию по интеллектуальной собственности. Иск против инспекции по интеллектуальной собственности подается в административный суд. Тот факт, что рассмотрение таких споров отнесено к компе­тенции административных судов, подчеркнул Высший хозяйственный суд Украины в информационном письме от 28.03-2007 г. № 01-8/184 «О некоторых вопросах практики применения хозяйственными судами законодательства об информации».

В соответствии с частью 2 статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Украи­ны [37] административные дела по обжалованию правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, которые касаются интересов конкретного лица, рассматриваются административными судами по месту проживания (пребы­вания, нахождения) истца.

Необоснованный отказ в удовлетворении запроса либо нарушение установленных сроков ответа на него без уважительных причин влекут за собой дисциплинарную либо иную ответственное должностных лиц государственных учреждений в порядке, установленном законами Украины

Статья 37 Закона об информации [43] устанавливает перечень документов и информации, которые не подлежат предоставлению для ознакомления по запросам. Это документы, содержащие в себе:

  1. информацию, признанную в установленном порядке государственной тайной;
  2. конфиденциальную информацию;
  3. информацию об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД, СБ работу органов дознания и суда в тех случаях, когда ее разглашение может повредит оперативным мерам, расследованию или дознанию, нарушить право человека на справедливое и объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни либо здоровью любого лица;
  4. информацию, касающуюся личной жизни граждан;
  5. документы, составляющие внутриведомственную служебную корреспонденцию (докладные записки, переписка между подразделениями и др.), если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения, процессом принятия решений и предшествуют их принятию;
  6. информацию, которая не подлежит разглашению согласно другим законодательным либо нормативным актам;
  7. информацию финансовых учреждений, подготовленную для контрольно-финансовых ведомств.

Ответственность за нарушения законодательства об информации наступает, в частности, за не­обоснованный отказ от предоставления соответствующей информации, предоставление не соот­ветствующей действительности информации, умышленное сокрытие информации, необоснованное отнесение отдельных видов информации к категории сведений с ограниченным доступом. Так, статьей 212і КоАП [2] предусмотрена ответственность за неправомерный отказ предоставить ин­формацию, несвоевременное либо неполное предоставление информации, предоставление инфор­мации, которая не соответствует действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению на запрос гражданина или юридического лица в соответствии с законами Украины «Об информации» [43], «Об обращениях граждан» [57] и «О доступе к судебным решениям» [58]. Такие действия могут повлечь за собой наложение штрафа на должностных лиц от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.). Повторное в течение года совершение указанных выше нарушений лицом, которое уже привлекалось к административному взысканию за них, влечет привлечение к ответственности в виде наложения штрафа на должностных лиц от 25 до 50 ннмдг (от 425 до 850 грн.).

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Начнем с цитат.

Положение о госинспекторе по интеллектуальной собственности [135]
10. Государственный контроль осуществляется государственным инспектором путем проведения плановых, внеплановых (внезапных) проверок деятельности субъектов хозяйствования, осмотра вещей в установленном законом порядке.
Абзац третий части 1 статьи б Закона № 2953 [137]
Государственный контроль за соблюдением требований этого Закона в отношении про­изводства дисков для лазерных систем считывания, матриц осуществляют специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, центральный орган исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности путем проведения плановых и внеплано­вых проверок в случаях, предусмотренных законом.
Абзац второй пункта 1.2 Порядка контроля № 12 [140]
Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых (внезапных) проверок.
Статья 12 Закона № 1587 [138]
Учреждение осуществляет контроль за выполнением этого Закона путем проведения плановых и внеплановых проверок государственными инспекторами по вопросам интеллек­туальной собственности лиц, которые осуществляют распространение экземпляров аудио­визуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных. Контроль осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Положение о госинспекторе по интеллектуальной собственности [135] предусматривает некоторые особенности в проведении плановых и внеплановых проверок. Так, если плановая проверка субъекта хозяйствования проводится обязательно в присутствии руководителя субъекта хозяйствования либо лица, его замещающего (пункт 14 Положения о госинспекторе по интел­лектуальной собственности [135]), то внеплановая проверка может проводиться не только в присутствии руководителя либо лица, его замещающего, но и, в случае их отсутствия, — в присутствии материально ответственного лица субъекта хозяйствования либо лица, которое осуществляет распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, ви­деограмм, компьютерных программ, баз данных либо других объектов права интеллектуальной собственности.

Есть различия и в допустимом времени проведения проверок. Так, согласно пункту 15 По­ложения о госинспекторе по интеллектуальной собственности [135] плановая проверка прово­дится в рабочие дни с 9 до 18 часов, внеплановая, как указано в пункте 16 Положения [ 135], в любое время (в том числе во внерабочее) в рабочие или выходные дни.

Кроме деления проверок госинспекторов по интеллектуальной собственности на плановые и внеплановые, можно выделить виды проверок в зависимости от предмета проверки. На этом основании, например, можно говорить о проверках производства, экспорта/импорта дисков для лазерных систем считывания, матриц (см. Закон № 2953 [ 137]), которые также могут быть пла­новыми и внеплановыми. Статья 6 Закона № 2953 [ 137] устанавливает особенности проведения плановых и внеплановых проверок производства, экспорта/импорта дисков для лазерных систем считывания, матриц. Плановые проверки проводятся органом, который выдает соответствующую лицензию, не чаще одного раза в год с предварительным (за пять дней) уведомлением об этом субъекта хозяйственной деятельности. Внеплановые (внезапные) проверки проводятся без пред­варительного уведомления субъекта хозяйственной деятельности.

Следующая>>>  

Переход: Первая  1  2  Последняя

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134