СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика Если к Вам пришли с проверкой работники прокуратуры

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА

1. Конституция [1] 2. УПК [12] 3. КоАП [2] 4. Закон о прокуратуре [77] 5. Закон № 2657 [43] 6. Закон № 393 [78] 7. Закон № 877 [14] 8. Указ № 817 [20] 9- Инструкция № 9 [85] 10. Приказ № 3 [173] 11. Приказ № 9 [174] Полномочия прокуроров, организация, основы и порядок деятельности прокуратуры опреде¬ляются Конституцией [1], Законом о прокуратуре [77], УПК [12], другими законодательными актами. Также органы прокуратуры в установленном порядке и в пределах своей компетенции реализуют задачи, которые следуют из общепризнанных норм международного права, а также заключенных Украиной межгосударственных договоров (.статья 3 Закона о прокуратуре [77]).

  1. Конституция [1]
  2. УПК [12]
  3. КоАП [2]
  4. Закон о прокуратуре [77]
  5. Закон № 2657 [43]
  6. Закон № 393 [78]
  7. Закон № 877 [14]
  8. Указ № 817 [20]
  9. Инструкция № 9 [85]
  10. Приказ № 3 [173]
  11. Приказ № 9 [174]

Полномочия прокуроров, организация, основы и порядок деятельности прокуратуры опреде­ляются Конституцией [1], Законом о прокуратуре [77], УПК [12], другими законодательными актами.
Также органы прокуратуры в установленном порядке и в пределах своей компетенции реализуют задачи, которые следуют из общепризнанных норм международного права, а также заключенных Украиной межгосударственных договоров (статья 3 Закона о прокуратуре [77]).

ЗАДАЧИ ПРОКУРАТУРЫ

Обращаем ваше внимание, что Законом о прокуратуре [77] и Конституцией [1] определен исчерпывающий перечень функций прокуратуры. В соответствии со статьей 5 Закона о про­куратуре [77] на прокуратуру возлагается 4 функции:

  1. поддержание государственного обвинения в суде;
  2. представление интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных законом;
  3. надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
  4. надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Конституция Украины дополняет указанный перечень еще одной функцией (статья 121 Конституции [1]): надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Конституция [1] Раздел VII. ПРОКУРАТУРА

Статья 121. Прокуратура Украины представляет единую систему, на которую возлагаются:

  1. поддержание государственного обвинения в суде;
  2. представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, опреде­ленных законом;
  3. надзор за соблюдением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
  4. надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;
  5. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не предусмотренных Конституцией [1] и Законом о прокуратуре [77].
Таким образом, в самом общем виде целью деятельности органов прокуратуры, в первую очередь, является обеспечение соблюдения законности и правопорядка. Так, в соответствии со статьей 4 Закона о прокуратуре [77] деятельность органов прокуратуры направлена на утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка. Основной задачей их деятельности является защита от неправомерных посягательств:

  1. закрепленных Конституцией [1 ] независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных
    образований;
  2. гарантированных Конституцией [1], другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;
  3. основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных советов, органов самоорганизации населения.

ПРАВА СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Полномочия работников прокуратуры достаточно обширны. А возможность им противостоять усложняется тем, что они сформулированы достаточно абстрактно. В связи с этим возникает масса вопросов относительно правомерности тех или иных действий сотрудников прокуратуры. Мы попробуем облегчить задачу субъектов хозяйствования и конкретизировать закрепленные в нормативно-правовых актах права органов прокуратуры.

Основную сложность для субъектов хозяйствования в отношениях с прокуратурой представляет абстрактность формулировки полномочий ее сотрудников

Прежде чем перейти к рассмотрению полномочий сотрудников прокуратуры, необходимо ука­зать, кто входит в их число.
Прежде всего, обратимся к статье 56 Закона о прокуратуре [77], которая к прокурорам относит: Генерального прокурора Украины и его заместителей, подчиненных прокуроров и их за­местителей, старших помощников и помощников прокурора, начальников управлений и отделов, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, которые действуют в пределах своей компетенции.
При осуществлении прокурорского надзора за сдерживанием и применением законов прокурор имеет право:
1)  беспрепятственно по удостоверению*, которое подтверждает занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без специальных пропусков,
если они применяются;
иметь доступ к документам и материалам, которые необходимы для проведения проверки. Здесь следует обратить внимание, что ключевой для субъекта хозяйствования, является фраза «которые необходимы для проведения проверки». На ее основании должностные лица субъекта хозяйствования могут потребовать от представителей органа прокуратуры обосновать предмет проверки, ее цель, перечень вопросов, которые подлежат выяснению в ходе проверки, и кон­кретный перечень документов, которые понадобятся для этого. Отметим также, что потребовать органы прокуратуры могут также и документы, которые содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию;
в письменном виде требовать предоставления в прокуратуру для проверки указанных доку­ментов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Получения информации от банков, которая содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности» [81];

2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и до­кументы, получать информацию о состоянии законности и мероприятиях по ее обеспечению;

3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий дея­тельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, а также выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;

4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объясне­ний относительно нарушений закона.

При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеет право:

  1. опротестовать акты премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, министерств и других центральных органов исполни­тельной власти, исполнительных органов местных советов, предприятий, учреждений, организа­ций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;
  2. вносить представление или протест на решение местных советов в зависимости от характера нарушений;
  3. возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
  4. давать предписания об устранении очевидных нарушений закона;
  5. вносить представление в государственные органы, общественные организации и должност­ным лицам об устранении нарушений закона и условий, которые этому способствовали;
  6. обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц.

Как видим, права прокуратуры достаточно широки. В тоже время известно, что права одних лиц должны соответствовать обязанностям других. Реализуя свои права, непосредственно проводя проверки, требуя проведения проверок, предоставления информации, сотрудники прокуратуры говорят об обязанности исполнения их требований, ссылаясь на статью 8 Закона о прокуратуре [77].
Данной статьей установлено, что требования прокурора, которые соответствуют действующему законодательству, являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом или определенные прокурором сроки.

Обязательными и подлежащими безотлагательному выполнению являются лишь те требования прокурора, которые соответствуют законодательству. Если вы сомневаетесь в таком соответствии, то рекомендуем на запросы или требования прокурора дать письменный ответ, в котором попросить его подкрепить свои полномочия нормами законодательства

Также этой статьей предусмотрено, что статистическая и другая информация или копии документов содержащих ее, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследования, выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно.

Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Должностные лица и граждане также обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, которые устанавливаются прокурорской проверкой. В случае укло­нения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции.

Явка на вызов прокурора обязательна. Здесь никаких вариантов, выходов и альтернатив искать не стоит. Вызов прокурора должен быть в письменной форме. Любые устные запросы и вызовы можете отклонять или требовать их письменного оформления.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОТРУДНИКАМИ ПРОКУРАТУРЫ

Основания для проведения прокурорских проверок зависят от вида проверок. Проверки, про­водимые в рамках УПК [12], связаны с поступившими к прокурору заявлениями (сведениями) об осуществлении либо подготовке преступления. Они осуществляются в соответствии со ста­тьей 97 УПК [ 12]. Мы же остановимся на проверках осуществляемых в соответствии с Законом о прокуратуре [77].
В соответствии с указанным Законом, проверки субъектов хозяйствования осуществляются } рамках прокурорского надзора за соблюдением и применением законов (глава 1 Закона о прокуратуре [77]). Предметом данного надзора является:

  1. соответствие актов, которые издаются всеми органами, предприятиями, учреждениями, орга­низациями и должностными лицами, требованиям Конституции [1] и действующим законам;
  2. соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, защита их чести и достоинства, если законом не предусмот­ри другой порядок защиты этих прав;
  3. соблюдение законов, которые касаются экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

В соответствии со статьей 19 Закона о прокуратуре [77] проверка выполнения законов осуществ­ится по заявлениям и другим уведомлениям о нарушении законности, которые требуют прокурорского реагирования, а при наличии предлогов — также по собственной инициативе прокурора. Инициатива прокурора для проведения проверки может быть обусловлена наличием данных нарушении закона, ими, в частности, могут быть материалы уголовных дел, гражданских хозяйственных дел и т. д. (часть 2 пункта 6 приказа № 3 [173]). К основаниям для проверки часть первая пункта 6 приказа № 3 [173] относит также материалы контролирующих правоохранительных органов, которые содержат данные о наличии признаков преступления. Иными словами, прийти к предпринимателю с проверкой сотрудник прокуратуры может, а основании жалобы, заявления и прочей информации, поступающей в прокуратуру, о якобы совершаемых на предприятии нарушениях законов и правопорядка. На этом же основании лицо может быть вызвано к прокурору либо ему будет направлен письменный запрос.

Основанием для прокурорской проверки зачастую является поступившая в прокуратуру информация в форме заявления, жалобы и пр. Требовать подтверждения права на такую проверку от органов прокуратуры бесперспективно. Логичнее здесь будет выяснить круг вопросов, которые интересуют проверяющих, что, соответственно, очертит и круг интересующих их документов. Ведь жалоба — вещь конкретная, а для опровержения или подтверждения указанных в ней фактов нужны вполне конкретные документы, показания и т. п.

Как видим, основания для проведения проверок еще более обширные, чем права сотрудни­ков прокуратуры. Противостоять этому будет нелегко, но определенные зацепки все же есть. В уже упоминавшейся статье 19 Закона о прокуратуре [77] указано одно важное, и чуть ли не единственное, примечание, которое субъектам хозяйствования следует взять на вооружение: «Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству».

Закон о прокуратуре [77]
<...>
Глава 1. Надзор за соблюдением и применением законов
Статья 19. Предмет надзора за соблюдением и применением законов
<...>
Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о на­рушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии поводов — также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведом­ственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
<...>

Иными словами, если прокурор придет на проверку, он не станет опечатывать склад, закрывать магазин, проводить обыск. Его задача выяснить имело ли место нарушение. Для этого он может проводить опрос, собирать письменные заявления, объяснения, вызывать в прокуратуру для дачи объяснений, требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций проведения проверок. И если факт нарушения выявится, то принимать определенные меры, которые также зависят от характера нарушения и осуществляются в соответствии с предоставленными Законом о прокуратуре [77] полномочиями прокуроров.

Следующая>>>  

Переход: Первая  1  2  Последняя

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134