СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика Если к Вам пришли из СЭС

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ РАБОТНИКИ СЭС

Сегодня проверки государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее — СЭС) охватывают значительное количество юридических и физических лиц.

Основная задача таких проверок — это, конечно же, контроль за соблюдением санитарного законодательства с целью предупреждения, выявления, уменьшения или устранения вредного влияния опасных факторов на здоровье людей.

Бесспорно, несоблюдение обязательных для выполнения нормативно-правовых актов, устанав­ливающих санитарные требования безопасности к среде жизнедеятельности и отдельных ее факто­ров, создает угрозу здоровью и жизни человека и будущих поколений, а также угрозу возник­новения и распространения инфекционных болезней и массовых неинфекционных заболеваний. Однако количество возможностей для поиска нарушений, предоставляемых Законом № 4004 [3], делает проверки СЭС настоящим испытанием, выдержать которое непросто. Все потому, что со­блюсти все требования данного Закона очень сложно, а порой и вообще невозможно.
Однако не стоит отчаиваться, поскольку работникам органов СЭС далеко не все разрешено.

В связи с этим рассмотрим, какими правами обладают работники органов СЭС, проверяющие ваше предприятие, когда и куда могут приходить, а также как вести себя во время таких проверок.

СИСТЕМА ОРГАНОВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭС

Согласно Закону № 4004 [3] государственная СЭС является системой органов, учреждений, заведений, частей и подразделений, деятельность которых направлена на профилактику инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений людей, предотвращение вредного влияния факторов среды жизнедеятельности на состояние их здоровья и жизнь.

Учреждения и заведения государственной СЭС осуществляют свою деятельность на основа­нии Закона № 4004 [3], Положения № 1218 [4], Положения № 1109 [5], а также положений о государственной СЭС других государственных органов.
Систему государственной СЭС составляют:

  1. Министерство охраны здоровья;
  2. учреждения и заведения государственной СЭС Министерства охраны здоровья;
  3. соответствующие учреждения, заведения, части и подразделения центральных органов исполнительной власти в области обороны, в области внутренних дел, по делам охраны государственной границы, по вопросам выполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины;
  4. государственные научные учреждения санитарно-эпидемиологического профиля.

Основные направления деятельности государственной СЭС определены ст. 33 Закона
№ 4004 [3] и заключаются в:

  • осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • определении приоритетных мероприятий в профилактике заболеваний, а также в охране здоровья населения от вредного влияния на него факторов окружающей среды;
  • изучении, оценке и прогнозировании показателей здоровья населения в зависимости от состояния среды жизнедеятельности человека, определение факторов окружающей среды, вредно влияющих на здоровье населения;
  • подготовке предложений по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения, предотвращении занесения и распространения особо опасных (в том числе карантинных) и опасных инфекционных болезней;
  • контроле за устранением причин и условий возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений и радиационных поражений людей;
  • государственном учете инфекционных и профессиональных заболеваний и отравлений;
  • выдаче заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении объектов обращения с отходами;
  • установлении санитарно-гигиенических требований к продукции, производимой из отходов, и выдаче гигиенического сертификата на нее;
  • методическом обеспечении и осуществлении контроля во время определения уровня опасности отходов.

Законом № 4004 [3] предусмотрено, что на учреждения и заведения государственной СЭС МОЗ возлагаются функции соответствующих административно-территориальных, транспортных и объектовых органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В то же время на учреждения, заведения и подразделения государственной СЭС других государ­ственных органов возлагаются функции органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подчиненных им территориях, объектах, в частях и подразделениях.

Таким образом, первое, что стоит сделать, если к вам пришли с проверкой, — это проверить у работника СЭС наличие служебного удостоверения, подтверждающего принадлежность этого лица к территориальному учреждению СЭС вашего района или вышестоящей СЭС, а также направления на проведение обследования, подписанного руководителем санэпидзаведения и за­веренное печатью.
Если окажется, что это работник другой административно-территориальной СЭС, вы имеете законные основания отказаться от проведения проверки, поскольку такие должностные лица не имеют права осуществлять проверки нарушений санитарного законодательства, выходящих за пределы их административной территории. Это не касается перекрестных проверок, осущест­вляемых по приказу вышестоящих учреждений. В этом случае работники СЭС, кроме служебного удостоверения и направления на проведение обследования, должны предоставить копию приказа вышестоящего учреждения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Как видим, одним из основных направлений деятельности государственной СЭС является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, цель, основные за­дания и порядок осуществления которого определены Законом № 4004 [3] и одноименным По­ложением № 1109 [5].
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность органов, учреж­дений и заведений государственной СЭС по контролю за соблюдением юридическими и физиче­скими лицами санитарного законодательства с целью предупреждения, выявления, уменьшения или устранения вредного влияния опасных факторов на здоровье людей и по применению мер правового характера к нарушителям.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется главными государ­ственными санитарными врачами, их заместителями, другими должностными лицами, а также учреждениями и заведениями государственной СЭС в порядке предупредительного и текущего надзора.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Текущий государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем обследования и проверки объектов надзора по соблюдению и реализации требований безопас­ности для здоровья и жизни человека.

Обследование и проверка объектов надзора проводится избирательно по планам, разрабатываемым органами, учреждениями и заведениями государственной СЭС, внепланово — в зависимости от санитарной и эпидемической ситуации, а также по сообщениям предприятий, учреждений и организаций и по заявлениям граждан.

Планы обследования и проверки объектов надзора утверждаются главным государственным санитарным врачом. Внеплановые обследования и проверки проводятся по решению главного государственного санитарного врача.

Периодичность обследования и проверки объектов надзора устанавливается главным  государственным санитарным врачом на основании результатов государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, с учетом степени их влияния на состояние здоровья И ЖИЗІ человека и по согласованию с вышестоящим главным государственным санитарным врачом.

Обследование и проверка проводится по направлению главного государственного санитарного врача или его заместителей. При отсутствии направления такие должностные лица не имеют права осуществлять проверку или обследование вашего предприятия.
Поэтому, прежде всего, необходимо определить должность санитарного врача. Главный государственный санитарный врач района (города, области) или его заместитель имеют право беспрепятственно входить на территорию предприятия на основании служебного удостоверен с целью проведения проверки. Если же к вам пришло другое должностное лицо государственного СЭС, то следует проверить у него направление главного государственного санитарного врача или его заместителей. При отсутствии направления такие должностные лица не имеют права осуществлять проверку или обследование вашего предприятия.

К сожалению, действующее законодательство не устанавливает периодичность проведения проверок, поэтому проверяющие работники СЭС могут прийти в любой момент и отказ им в проверке, мотивируя это, например, тем, что вас не предупредили о проверке или проверяли недавно, не получится.

ПРАВА РАБОТНИКОВ СЭС

Полномочия, предоставленные работникам СЭС для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, достаточно широки. Приведем их:

Пункт 10 Положения № 1109 [5]
<...>            
Главные государственные санитарные врачи АР Крым, областей, гг. Киева и Севасто­поля, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на водном, железнодорожном, воздушном транспорте и их заместители, а также главные государственные санитарные врачи объектов с особым режимом работы в пределах соот­ветствующих административных территорий (объектов) имеют право:

  1. осуществлять надзор за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарного законодательства, а также контроль за проведением санитарных и про­тивоэпидемических (профилактических) мероприятий, выполнением программ охраны здоровья населения;
  2. расследовать причины и условия возникновения инфекционных болезней, про­фессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений людей;
  3. бесплатно получать от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, находящихся или осуществляющих деятельность на соответствующей территории Украины, материалы и сведения, статистические и другие данные, характеризующие санитарно-гигиеническое и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей;
  4. назначать государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу, а при не­обходимости определять состав комиссии для ее проведения;

согласовывать:

  1. проекты местных программ социально-экономического развития;
  2. схемы предпроектной документации, касающейся районного планирования и застройки населенных пунктов, курортов и тому подобное;
  3. документы о предоставлении земельных участков под строительство и другие виды землепользования, места водозаборов и сброса сточных вод, размещения промышленных и других объектов;
  4. проектную и техническую документацию на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного, соцнально-культурного и другого назначения;
  5. документацию на разработку, изготовление и использование новых машин, механизмов, оборудования, других средств производства, новых технологий, производственных процессов;
  6. определять необходимость профилактических прививок и других мер профилакти­ки в случае угрозы возникновения эпидемий инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных по­ражений людей;
  7. требовать проведения регламентированных МОЗ, а при необходимости внеочередных медицинских осмотров согласно законодательству;
  8. проводить проверку и выдавать заключения на соответствие объектов и сооружений, которые вводятся в эксплуатацию, санитарным нормам;
  9. утверждать заключения;

10) выдавать в соответствии с законодательством разрешения на:

  1. ввоз из-за границы сырья, продукции (изделия, оборудование, технологические линии и тому подобное) и реализацию и использование их в Украине;
  2. проведение каких-либо диагностических, экспериментальных, исследовательских, испытательных, измерительных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях, деятельность которых связана с использованием биологических агентов, химического сырья, продукции и веществ с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений и радиоактивных веществ, в том числе на право работы с возбудителями I — IV группы патогенности (опасности), токсинами, рекомбинантными молекулами ДНК;
  3. производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов;
  4. транзит через территорию Украины химических, биологических, радиоактивных, других опасных для здоровья населения видов сырья, полезных ископаемых, веществ и материалов (в том числе нефти и нефтепродуктов, природного газа);
  5. производство, переработку и реализацию продуктов питания и пищевых добавок, предметов гигиены и санитарии, косметико-парфюмерных изделий, алкогольных напитков, табачных изделий, товаров бытовой химии и детского ассортимента:
  6. коммунально-бытовое и медицинское обслуживание населения, обучение и воспитание детей и подростков;
  7. другую деятельность, для осуществления которой в соответствии с законодательством выдаются разрешения государственной СЭС;
  8. беспрепятственно входить на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению;
  9. бесплатно изымать образцы сырья, продукции, материалов для проведения госу­дарственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и необходимых видов лабора­торного исследования;
  10. вносить обязательные для выполнения предложения по устранению обнаруженных нарушений санитарного законодательства, осуществлять в установленном законом порядке производство по делам о нарушении санитарного законодательства;
  11. выдавать постановления о наложении штрафа и в предусмотренных законом случаях применять финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства;
  12. в порядке, установленном главным государственным санитарным врачом Украины:

а)  составлять акты и протоколы о нарушении санитарного законодательства;
б)  выдавать предписания, постановления, а также вносить предложения собственникам
предприятий, учреждений и организаций или уполномоченным ими лицам:

  • об отстранении от каких-либо видов деятельности, работ, обучения, посещения дошкольных заведений лиц, больных инфекционными болезнями или являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний либо состоявших в контакте с такими больными, а также лиц, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра или прививок против инфекций, перечень которых устанавливается МОЗ;
  • о приведении нормативно-технических, предписывающих и других документов в соответствие с требованиями санитарного законодательства;
  • об ограничении деятельности объекта надзора в случае выявления нарушения санитарного законодательства, непосредственно не влияющего отрицательно на состояние здоровья людей, но которое может обусловливать такое влияние;

в)  выдавать постановления об:

  • ограничении, временном запрещении или прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнении отдельных технологических операций, пользовании плавающими средствами, подвижным железнодорожным составом и самолетами в случае несоответствия
    их требованиям санитарных норм;
  • ограничении, временном запрещении или прекращении строительства, реконструкции и расширении объектов по проектам, не имеющим положительного заключения по результатам государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, и в случае отклонения от утвержденного проекта;
  • временном запрещении производства, запрещении использования и реализации химических веществ, продуктов питания, технологического оборудования, строительных материалов, биологических средств, товаров широкого потребления, источников ионизирующего излучения в том случае, когда не осуществлена их гигиеническая регламентация и государственная регистрация, а также когда они признаны вредными для здоровья людей;
  • ограничении, приостановления или запрещении проведения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в случае нарушения санитарных норм;
  • приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности в случаях, установленных законодательством:
  • исключении из реализации (конфискации) опасных для здоровья продуктов питания, химических и радиоактивных веществ, биологических материалов в порядке, устанавливаемом законодательством;

г)  вносить предложения органам исполнительной власти и органам местного само-
управления о внедрении на соответствующих территориях или объектах особых условий
и режима труда, обучения, передвижения и перевозки, направленных на предотвращение
возникновения и ликвидацию заболеваний;
д)   отменять решения нижестоящих главных государственных санитарных врачей или
должностных лиц государственной СЭС.
Как видим, по объему предоставленных прав государственная СЭС является одним из самых серьезных контролирующих органов. Немногие одновременно имеют право беспрепятственно входить на территорию и в помещения, бесплатно изымать образцы сырья, продукции и материа­лов, выдавать постановления об административно-предупредительных мерах, налагать штрафы и применять финансовые санкции.
Однако, кроме прав, каждое должностное лицо имеет и свои обязанности. Поэтому следует помнить, если к вам пришел с проверкой работник государственной СЭС, он должен:

  1. соблюдать требования действующего законодательства;
  2. предоставлять документы, удостоверяющие его личность как санитарного инспектора;
  3. обеспечивать конфиденциальность любой информации, представляющей коммерческую тайну.

НАЛОЖЕНИЕ И ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФОВ

Согласно Закону № 4004 [3] за нарушение санитарного законодательства или невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной СЭС лица, виновные в совершении таких правонарушений, могут быть привлечены к административной ответственности.

Порядок наложения и взыскания таких штрафов установлен Инструкцией № 64.

Следует отметить, что штраф на должностное лицо может налагаться только тогда, когда соблюдение санитарного законодательства входит в его служебные обязанности.

Штраф на должностное лицо может налагаться только тогда, когда соблюдение санитарного законодательства входит в его служебные обязанности.

Размер штрафа зависит от характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного состояния, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

Размер штрафа зависит от характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного состояния, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за нарушение санитарного законодательства, признаются:

  • чистосердечное раскаяние виновного;
  • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение правонарушения под воздействием сильного душевного волнения или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.                                                                                                                         

Обстоятельствами, отягчающим ответственность за нарушение санитарного законодательства, признаются:

  • продолжение противоправного поведения, невзирая на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное, на протяжении года, совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
  • вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  • совершение правонарушения группой лиц;
  • совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение правонарушения в состоянии опьянения. Должностное лицо государственной СЭС, налагающее штраф, в зависимости от характера нарушения санитарного законодательства может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Штраф не налагается за нарушение санитарного законодательства, если оно совершено при обстоятельствах, когда:

  • • лицо при совершении нарушения санитарного законодательства действовало в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, грозившей государственному или общественному порядку, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причинен вред менее значительный, чем предотвращенный вред;
    •  лицо при совершении нарушения санитарного законодательства действовало в состоянии необходимой обороны, т. е. нарушение санитарного законодательства совершено при защите государственного или общественного порядка, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения вреда, и если при этом не было допущено явное несоответствие защиты характеру и общественной вредности посягательства;
    •  лицо, которое во время совершения нарушения санитарного законодательства путем противоправного действия или бездеятельности находилось в состоянии неподсудности, т. е. не могло осознавать свои действия или руководить ими в результате хронического душевного заболевания, временного расстройства душевной і деятельности, слабоумия или другого болезненного состояния. Штраф может быть наложен не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонаруше­ния, а при длящемся правонарушении — 2 месяца со дня его выявления.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения наложение административного взыскания может быть проведено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

Если штраф не наложен в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение не подлежит административной ответственности.

Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности возмещения ущерба предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, нанесенного им в результате нарушения санитарного законодательства.

Производство по делам должно быть своевременным, всесторонним, полным и объективно выяснять обстоятельства каждого дела, решать его в точном соответствии с законодательством, обеспечивать выполнение вынесенного постановления, а также выявлять причины и условия, способствующие совершению нарушений санитарного законодательства, предотвращать их, вос­питывать граждан в духе соблюдения законов и укрепления законности.

Следующая>>>  

Переход: Первая  1  2  3  Последняя

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134