СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика Гости из ГСБЭП

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ЗАДАЧИ ГСБЭП

Согласно пункту 1 Положения о ГСБЭП [18] ГСБЭП является составной частью уголовной милиции системы Министерства внутренних дел Украины.
С одной стороны, задачи ГСБЭП определены в пункте 3 Положения о ГСБЭП и состоят в следующем:

  1. своевременное прекращение преступлений в области экономики и предотвращение их;
  2. анализ и прогнозирование криминогенных процессов в экономике и своевременное информирование о них органов исполнительной власти;
  3. выявление и прекращение фактов нарушения прав интеллектуальной собственности;
  4. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в области экономики, и принятие мер по их устранению.

С другой стороны, для ГСБЭП, как составной части МВД, определен круг задач в рамках оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД). Согласно статье 1 Закона об ОРД [16] задачами оперативно-розыскной деятельности являются розыск и фиксирование фактиче­ских данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена УК [13], разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностран­ных государств и организаций с целью прекращения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.
В общем, задачами ГСБЭП являются своевременное пресечение и предотвращение преступлений (правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность) в отрасли экономики, выявление и пресечение фактов нарушений прав интеллектуальной собственности. А если, в част­ности, то ГСБЭП занимается много чем и кем: взяточниками, субъектами, которые производят и продают фальсифицированные и некачественные алкогольные напитки и продукты питания, другие контрафактные и контрабандные продовольственные и непродовольственные товары; субъектами, которые занимаются незаконными операциями с металлами, преступлениями в бан­ковской и финансовых сферах и т. п.
Обратите внимание: вопросы налогового законодательства находятся в компетенции налоговой милиции, т. е. мероприятия по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений в сфе­ре налогового законодательства в компетенцию ГСБЭП не входят. На это указывает последний абзац статьи 11 Закона о милиции и часть пятая статьи 18 Закона об ОРД.

Мероприятия по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере налогового законодательства в компетенцию ГСБЭП не входят, а находятся в компетенции налоговой милиции

В то же время, если ваш бизнес вполне законен, это вовсе не означает, что вы застрахованы от ви­зита сотрудников ГСБЭП. Вовсе нет. Эта служба никому не верит на слово и предпочитает проверять все сама. Так что даже если сотрудникам ГСБЭП просто придет в голову проверить ваш магазин, кафе, цех или офис «на предмет», то вы будете вынуждены встречать непрошеных гостей.

ПРАВА СОТРУДНИКОВ ГСБЭП

Полномочия сотрудникам ГСБЭП предоставлены очень и очень широкие. Судите сами.

Пункт 5 Положения о ГСБЭП [18]
<...>
При наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые тянут за собой криминальную ответственность, работники Государственной службы борьбы с экономи­ческой преступностью имеют право:

  1. беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений и организаций не­зависимо от форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, склады, хранилища, которые используются гражданами для занятия предпринимательством;
  2. проводить при участии собственника и его представителей осмотр производствен­ных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и иных мест хранения имущества и его использования;
  3. изымать необходимые материалы о кредитных и финансовых операциях, материаль­ные ценности, денежные средства, а также сырье и продукцию в установленном законо­дательством порядке, опечатывать кассы и помещения хранения документов, денежных средств и товарно-материальных ценностей;
  4. проводить контрольные закупки;
  5. требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производствен­ной и финансовой деятельности предприятий и организаций; получать от должностных и ма­териально ответственных лиц сведения и пояснения о фактах нарушения законодательства;
  6. изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, которые изъяты из гражданского обращения и на­ходятся у граждан без специального разрешения, а также бесхозное имущество, и в уста­новленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности;
  7. получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом предусмотрен специальный порядок ее получения;
  8. проверять в министерствах, комитетах и иных органах государственной исполнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, в учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты и иные документы, подтверждающие по­ступление и расход денежных средств и материальных ценностей;
  9. проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных
    бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования);
  10. привлекать для осуществления ревизий и проверок работников Государственной контрольно-ревизионной службы, специалистов соответствующих министерств, государ­ственных комитетов и иных органов государственной исполнительной власти, государ­ственных фондов, предприятий, учреждений и организаций;
  11. получать в установленном порядке от Национального банка и его учреждений, ком­мерческих банков и иных кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках денежных средств на счетах проверяемых объектов, а от иных предприятий и организаций независимо от форм собственности — справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями и организациями.

ПРАВО БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ВХОДИТЬ В ПОМЕЩЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Все права, перечисленные в пункте 5 Положения о ГСБЭП, в том числе и это право, могут реализоваться только в рамках норм УПК, Закона о милиции и Закона об ОРД .
Все права, перечисленные в пункте 5 Положения о ГСБЭП могут реализоваться только в рамках норм УПК, Закона о милиции и Закона об ОРД.
В Законе об ОРД нет прямой нормы о беспрепятственных посещениях субъектов хозяй­ствования в любое время суток. Но согласно пунктам 15, 16 ст. 11 Закона о милиции , кроме всего прочего, милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставля­ется право:

  • входить беспрепятственно в любое время суток:
  • на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью прекращения преступлений, преследование лиц, подозреваемых в совершении преступления, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  • на земельные участки, в жилые и другие помещения граждан в случае преследования преступника или прекращения преступления, угрожающего жизни жителей, а также при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  • в жилище или в другое владение лица, находящегося под административным надзором, с целью проверки выполнения установленных судом ограничений;
  • находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с уведомлением об этом администрации с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания лиц, которые его совершили.
    Получается, что на беспрепятственное посещение сотрудниками ГСБЭП субъектов предпринимательства должна быть соответствующая и очень весомая причина.

ПРАВО ИСТРЕБОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Силовики в рамках ОРД имеют право лишь ознакамливаться (почувствуйте разницу со словом истребовать) с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреж­дений и организаций, изучать их.
В рамках ОРД силовики имеют право лишь ознакамливаться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятия, а также изучать их.
Кроме того, силовикам можно, но за счет средств, которые выделяются на содержание подразделений, осуществляющих ОРД (т. е. за свой счет), изготавливать копии документов, характеризующих деятельность предприятия. Причем по требованию руководителя предприятия изготовление копий может осуществляться исключительно на территории самого предприятия.
За свой счет силовики имеют право изготавливать копии документов, характеризующих деятельность предприятия. А по требованию руководителя предприятия изготовление копий может осуществляться исключительно на территории самого предприятия.
А вот истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятия, а также способ жизни отдельных личностей, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов можно только с разрешения суда. При этом сотрудники ГСБЭП обязаны оставить копии и опись изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечить их сохранность и возврат в установленном порядке. Имен­но такой порядок истребования документов предусмотрен пунктом 4 статьи 8 Закона об ОРД.
Истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятия, а также способ жизни отдельных личностей, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов сотрудники ГСБЭП могут только с разрешения суда.
Имейте в виду, что заполучить документы предприятия представители ГСБЭП могут также в рамках обыска или выемки. Но эти действия сотрудников ГСБЭП относятся к следственным, и проводятся только в случае, если заведено соответствующее уголовное дело.

ПРАВО ИЗЫМАТЬ

За сотрудниками ГСБЭП закреплено право изымать имущество и решать вопрос о его даль­нейшей принадлежности.
Под имуществом здесь понимается:

  • необходимые материалы о кредитных и финансовых операциях;
  • материальные ценности;
  • денежные средства;
  • сырье и продукцию;
  • у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки
    1. вещи, предметы и вещества, которые изъяты из гражданского обращения и находятся у граждан без специального разрешения;
    2. бесхозное имущество и в установленном порядке.

Реализовать это право представители ГСБЭП могут только при проведении таких следственных действий, как осмотр, выемка, обыск, а также в результате личного осмотра и досмотра вещей, который проводится согласно нормам статьи 264 КоАП

КоАП
Статья 264. Личный досмотр и досмотр вещей
Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов Службы безопасности Украины, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, тамо­женных учреждений и органов пограничной службы, а в случаях, прямо предусмотренных законами Украины, также и других органов.
Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с до­сматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов Службы безопасности Украины, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, таможен­ных учреждений, органов пограничной службы, природоохранных органов, государствен­ными инспекторами по вопросам интеллектуальной собственности, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, а в случаях, прямо предусмотренных законами Украины, также и других органов. При совершении нарушений законодательства об охране и использовании живот­ного мира уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государ­ственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, а также работники милиции, военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины могут производить в установленном порядке досмотр транспортных средств.
Досмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и лова рыбы, добытой продукции, транспортных средств и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности (владении) которой они находятся. В неотложных случаях указан­ные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых во время отсутствия собственника (владельца).
О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соот­ветствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Личный досмотр, досмотр вещей в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Украины.

ПРАВО ОПЕЧАТЫВАТЬ КАССЫ И ПОМЕЩЕНИЯ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ТМЦ

Пунктом 24 статьи 11 Закона о милиции разрешено опечатывать кассы, склады и архивы только по решению суда и на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанно­го в протоколе. Причем само опечатывание возможно только в рамках милицейских проверок.
ГСБЭПовцы имеют право опечатывать кассы, склады и архивы только:

  1. по решению суда;
  2. на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе;
  3. в рамках милицейских проверок

ПРАВО ПРОВОДИТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ

В Положении о ГСБЭП  за представителями ГСБЭП закреплено право проводить конт­рольные закупки. Однако они имеют право это делать только в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Проводить контрольные закупки ГСБЭПовцы имеют право только в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Так, в пункте 2 статьи 8 Закона об ОРД  указано, что оперативным подразделением для выполнения заданий оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных статьей 6 этого Закона оснований предоставляется право проводить контрольную и опе­ративную закупку и поставку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для обращения, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. То есть основанием для про­ведения контрольной (оперативной) закупки представителями ГСБЭП должно быть оперативно-розыскное дело. Проведение контрольных закупок без заведенного оперативно-розыскного дела незаконно и является превышением власти и служебных полномочий, что в свою очередь является основанием для привлечения таких служебных лиц к ответственности. А заодно и все доказательства, добытые во время такой контрольной закупки, являются незаконными (соот­ветственно на них не может основываться обвинение).
Сотрудники ГСБЭП имеют право проводить контрольные (оперативные) закупки только на основании оперативно-розыскного дела. Проведение контрольных закупок без заведенного оперативно-розыскного дела незаконно и является превышением власти и служебных полномочий, что в свою очередь является основанием для привлечения таких служебных лиц к ответственности. Все доказательства, добытые во время контрольной закупки без заведенного оперативно-розыскного дела, являются незаконными, соответственно на них не может основываться обвинение.
Однако выяснить, заведено ли на самом деле ОРД или нет, руководителю предприятия или предпринимателю не так уж просто.
В этом случае Вам может помочь письмо Департамента ГСБЭП МВД Украины от 02.02.2006 г. № 5/809. В нем указано (без каких-либо оговорок/исключений), что для проведения контроль­ной закупки работникам ГСБЭП нужно направление на проверку.

     Письмо Департамента ГСБЭП МВД Украины от 02.02.2006 г. №5/809
<..;>
Таким образом, работники подразделений ГСБЭП при проведении контрольных за­купок должны иметь указанное выше направление на проверку, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Украины «О милиции» при обращении к гражданину ра­ботник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение.
<...>
Говоря о контрольных закупках, проводимых сотрудниками ГСБЭП, уместно вспомнить и о пункте 24 статьи 11 Закона о милиции. В числе прочих прав эта законодательная норма наделяет всех работников милиции полномочиями на проведение проверок «по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции ми­лиции».
Причем такие проверки осуществляются работниками ГСБЭП при условии наличия соответ­ствующего направления на проверку. Согласно пункту 24 статьи 11 Закона о милиции направление на проверку составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку указываются:

  1. дата его выдачи;
  2. название подразделения милиции;
  3. цель, вид, основания;
  4. дата начала и дата окончания проверки, должности;
  5. звание и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку.

Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководи­теля подразделения милиции, скрепленной печатью органа милиции.
Отметим важный момент, касающийся милицейских проверок, — проводить их можно только в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, который не разработан до настоящего времени. Здесь следует вспомнить требование статьи 19 Конституции  о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины

Данная конституционная норма позволяет сделать вывод, что основания, полномочия и спо­соб, которыми руководствуются госорганы, должны быть в наличии одновременно. Иначе такой госорган не должен пользоваться этим правом до установления соответствующей процедуры его реализации. Подчеркнем, что такой вывод следует непосредственно из статьи 19 Конституции, являющейся законом прямого действия.
В отношении же милицейских проверок имеем следующую ситуацию: закон наделяет госу­дарственный орган правом, но не определяет, каким способом его можно осуществить!
В письме от 17.03.2005 г. № 5/1252 Министерство внутренних дел отмечало, что проект со­ответствующего порядка уже передан для утверждения в Кабмин. И в этом же письме указыва­лось, что проведение всех оперативно-розыскных мероприятий регламентировано по-прежнему Законом об ОРД. В результате получается следующая картина: тот факт, что отсутствует порядок проведения проверок, о необходимости существования которого прямо сказано в пункте 24 статьи 11 Закона о милиции, на практике работников органов внутренних дел особо не смущает. Следуя их подходу, официально изложенному в письме Департамента ГСБЭП МВД Украины № 5/809 от 02.02.2006 г., для проведения проверок органами милиции (в том числе налоговой милиции и ГСБЭП) никакой дополнительный нормативно-правовой документ не нужен.
Применительно к праву ГСБЭП проводить контрольные закупки этот подход выглядит сле­дующим образом: поскольку соответствующие полномочия сотрудников подразделений ГСБЭП закреплены Положением о ГСБЭП, утвержденным КМУ, то для правомерной реализации остается соблюсти формальность пункта 24 статьи 11 Закона о милиции, т. е. предоста­вить направление на проверку. В свою очередь, самому проверяемому или его представителям стоит проверить, имеются ли в этом направлении все необходимые реквизиты, перечисленные в указанном пункте. Если в таком направлении отсутствует хотя бы одно из этих сведений, то проверяющие не вправе приступать к проверке, а субъект хозяйствования, соответственно, вправе не допустить их к проверке по причине несоблюдения норм пункта 24 статьи 11 Закона о милиции.
Если работники ГСБЭП, проводя контрольную закупку, ссылаются на пункт 24 статьи 11 Закона о милиции, то Вам необходимо внимательно проверить все обязательные реквизиты направления на проверку.
Если в таком направлении отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов, то проверяющие не вправе приступать к проверке, а Вы, соответственно, вправе не допустить их к проверке по причине несоблюдения норм пункта 24 статьи 11 Закона о милиции.

При этом, на наш взгляд, остаются в силе и все остальные требования, выдвигаемые Законом об ОРД относительно правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий, по­скольку контрольная закупка является одной из разновидностей таких мероприятий.
Попытаться отстоять свои права в случае, если контрольная закупка была проведена не в рам­ках оперативно-розыскной деятельности и без направления на проверку, предприятие может путем рассылки различных жалоб в прокуратуру, отдел по борьбе с коррупцией, в органы, вышестоящие проверяющим, или путем обращения в суд (административный суд) за защитой своих интересов.

Отстоять свои права в случае, если контрольная закупка была проведена не в рамках оперативно-розыскной деятельности и без направления на проверку, предприятие может путем рассылки различных жалоб в прокуратуру, отдел по борьбе с коррупцией, в вышестоящие органы или путем обращения в суд (административный суд) за защитой своих интересов.

Следующая>>>  

Переход: Первая  1  2  3  Последняя

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134