СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика Гости из УБОП

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ... РАБОТНИКИ УБОП

Законодательство о борьбе с организованной преступностью базируется на Конституції [1] и включает Закон об основах борьбы с оргпреступностью [17], УК [13], УПК [12], Зако об ОРД [ 16], Закон о милиции [ 15], Закон о прокуратуре [77], другие законы, международно-правовые соглашения, участником которых является Украина. При этом согласно требованиям пункта 2 статьи 4 Закона об основах борьбы с оргпреступностью [17] подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере борьбы с организованной преступностью, не могут устанавливать полномочия сотрудников УБОП или обязанности физических и юридических лиц, не вытекающие из законов Украины.
Систему государственных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступность составляют:

  1. специально созданные для борьбы с организованной преступностью государственные органы;
  2. государственные органы, принимающие участие в борьбе с организованной преступностью в рамках выполнения возложенных на них других основных функции

Следует различать специально созданные для борьбы с организованной преступностью государственные органы от государственных органов, принимающих участие в борьбе с организованной преступностью.
К государственным органам, принимающим участие в борьбе с организованной преступность относятся:

  1. органы внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины (кроме специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины и специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины);
  2. органы прокуратуры Украины;
  3. таможенные органы и органы Государственной пограничной службы Украины;
  4. органы государственной налоговой службы и государственной контрольно-ревизионной службы;
  5. органы и учреждения выполнения наказаний;
  6. разведывательный орган Министерства обороны Украины;
  7. служба внешней разведки Украины.

Положениями подпункта «б» пункта 2 статьи 5 Закона об основах борьбы с оргпреступ­ностью [17] определено, что к государственным органам, специально созданным для борьбы с организованной преступностью, относятся специальные подразделения по борьбе с организо­ванной преступностью Министерства внутренних дел Украины.
В соответствии с нормами статьи 9 Закона об основах борьбы с оргпреступностью [17] и Положения № 3720 [82] специальными подразделениями по борьбе с организованной пре­ступностью органов внутренних дел являются:

  1. Главное управление по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины;
  2. управления, отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Республики Крым;
  3. управления, отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью главного управления внутренних дел города Киева;
  4. управления, отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью главных управлений и управлений внутренних дел областей, города Севастополя и других городов;
  5. отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью соответствующих органов на транспорте, которые подчиняются соответственно министру внутренних дел Республики Крым, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел.

Отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью в городах (кроме Севастополя) создаются по мере необходимости и подчиняются управлениям по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Республики Крым, главных управлений и управлений внутренних дел областей. Создание и ликвидация отделов и отделений по борьбе с орга­низованной преступностью в городах осуществляется решением Кабинета Министров Украины по представлению министра внутренних дел Украины, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Главное управление, управления, отделы и отделения по борьбе с организованной преступ­ностью являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы, текущие и вкладные (депозитные) счета в банках, печати с изображением Государственного герба Украины и со своим наименованием.
В структуру специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью входят следственные управления и отделы, начальники которых назначаются на должность и осво­бождаются от нее министром внутренних дел Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью. Между прочим, с целью обеспечения качественного отбора и закрепления кадров стаж работы работников специальных подразделений но борьбе с организованной преступностью исчисляется из расчета 1,5 года за каждый год службы в указанных подразделениях согласно перечню должностей, определенных министром внутренних дел Украины.
Далее рассмотрены вопросы о задачах, правах и обязанностях сотрудников УБОП, а также порядок контроля со стороны УБОП, устанавливаемые законами и другими актами законодательства Украины.

ЗАДАЧИ УБОП

Задачи и пределы компетенции специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел определяются согласно Закону о милиции [15], Закону об ОРД [16], Закону об основах борьбы с оргпреступностью [ 17], УПК [12] и других законов Украины.
Основными задачами УБОП, в частности, являются:

  • поиск и фиксирование фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена УК [13], с целью прекращения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства;
  • быстрое и полное раскрытие преступлений, разоблачение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан;
  • предотвращение установления коррумпированных связей с государственными служащими и должностными лицами, вовлечения их в преступную деятельность;
  • предотвращение правонарушений и их прекращение;
  • предотвращение легализации средств, полученных преступным путем, использования субъектов предпринимательской деятельности для реализации преступных намерений
  • выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;
  • защита собственности от преступных посягательств;
  • обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;
  • участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие

в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждения и организациям в исполнении возложенных на них законом обязанностей. УБОП должен выполнять свои задачи непредвзято, в точном соответствии с законом. Нш кие исключительные обстоятельства или указания служебных лиц не могут быть основанием для каких-либо незаконных действий или бездеятельности сотрудников УБОП.

ПРАВА УБОП

Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и их сотрудники имеют права, предусмотренные Законом о милиции [ 15], Законом об ОЇ [ 16], Законом об основах борьбы с оргпреступностью [17] и другими законодательными акта Украины.
Рассматривая права специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и их сотрудников, прежде всего необходимо выяснить, что же понимается под организованной преступностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона об основах борьбы с оргпреступностью под организованной преступностью подразумевается совокупность преступлений, совершаем в связи с созданием и деятельностью организованных преступных группировок. Виды и признаки этих преступлений, а также уголовно-правовые меры в отношении лиц, совершивших таї преступления, устанавливаются УК [13].

УК [13]
Статья 28. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступной организацией
<...>

3. Преступление признается совершенным организованной группой, если в его подготовке или совершении участвовали несколько лиц (три и более), которые предварительно организовались в устойчивое объединение для совершения этого и другого (других) Щ ступлений, объединенных единым планом с распределением функций участников групп направленных на достижение этого плана, известного всем участникам группы.

Преступление признается совершенным преступной организацией, если оно совершено устойчивым иерархическим объединением нескольких лиц (три и более), члены которого или структурные части которого по предварительному сговору организовались для совместной деятельности с целью непосредственного совершения тяжких или осо тяжких преступлений участниками этой организации, или руководства либо координации преступной деятельности других лиц, или обеспечения функционирования как самой преступной организации, так и других преступных групп.
Необходимо также отметить, что деятельность специальных подразделений по борьбе с ор­ганизованной преступностью органов внутренних дел связана исключительно с общественно опасными деяниями отдельных физических лиц и групп (а не юридических лиц), содержащими состав преступления, предусмотренного УК [13].
При осуществлении мер борьбы с организованной преступностью специальным подразде­лениям по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел предоставляются полномочия, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 12 Закона об основах борьбы с оргпреступностью [17]:
(а) заводить оперативнорозыскные дела. При этом постановление о заведении дела утверждается начальником специального подразделения;
(б) по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений но борьбе с организованной преступностью получать от банков, а также кредитных, таможенных, финансовых и других учреждений, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренних и внешних экономических соглашениях физических и юридических лиц. Документы и информация должны быть предоставлены незамедлительно, а если это невозможно — не позднее чем на протяжении 10 суток. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом о банках [81 ];
(в) привлекать к проведению проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов учреждений, организаций контрольных и финансовых органов;
(г) получать информацию из автоматизированных информационных и справочных системах банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, ведомствами, другими государственными органами Украины;
(д) в случае получения фактических данных об организованной преступной деятельности для их проверки истребовать и получать от государственных органов, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы. Истребованные документы и информация должны быть поданы незамедлительно или не позднее чем на протяжении 10 суток.
По материалам оперативно-розыскной деятельности и уголовных дел специальные подразде­ления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел имеют право подавать в суд:

  1. заявления об отмене регистрации и прекращении деятельности субъектов предпринимательства;
  2. иски о признании недействительными соглашений в порядке, установленном законодательством Украины.

При осуществлении борьбы с организованной преступностью сотрудники УБОП имеют право:
•        по письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения по борьбе с организованной преступностью входить но служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных, дипломатических представительств), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в пункты пропуска через государственную границу Украины и таможни, а также в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
• по постановлению и с санкции соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, а в безотлагательных случаях — с последующим уведомлением прокурора на протяжении суток в случае угрозы уничтожения, укрывательства или потери предметов или документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности, на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, налагать арест на денежные средства и другие ценности физических и юридических лиц, изымать предметы и документы с составлением соответствующего акта. Копии акта вручаются гражданину или представителю предприятия, учреждения, организации.

Согласно пункту 5 статьи 12 Закона об основах борьбы с оргпреступностью [11] оперативные управления, отделы и отделения специальных подразделений но борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел имеют полномочия органа дознания.

Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел могут возбуждать и расследовать, передавать через соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями за подследственностью в другие органы внутренних дел и Службы безопасности Украины уголовные дела о выявленных ими преступлениях, в таком же порядке истребовать и принимать от них в свое производство уголовные дела о преступлениях, совершенных организованными преступными группировками. Вопросы о подследственности указанных уголовных дел регулируются Законом об основах борьбы с орг­преступностью [17] и УПК [ 12].

УПК [12]
Статья 4. Обязанность возбудить уголовное дело и раскрыть преступление
Суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае выявления признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.
<...>
Статья 103. Полномочия органов дознания На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных меро­приятий с целью выявления признаков преступления и лиц, его совершивших.
О выявленном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно сообщает прокурору.

Статья 104. Порядок осуществления дознания по уголовным делам
При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания воз­буждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, проводит следственные действия по установлению лица, которое его совершило. После этого орган дознания, соблюдая сроки, предусмотренные частью 1 статьи 108 настоящего Кодекса, составляет постановление о передаче дела следователю, которое подает про­курору для утверждения.
В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан пере­дать его следователю через прокурора после выполнения безотлагательных следственных действий в пределах сроков, предусмотренных частью 2 статьи 108 настоящего Кодекса.
Если по делу о тяжком преступлении, переданному следователю, не установлено лицо, которое его совершило, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия и сообщает следователю об их результатах.
После вступления следователя в дело орган дознания обязан выполнять поручения следователя по проведению следственных и розыскных действий.

<...>
Статья 108. Сроки производства дознания
По делу о преступлении, не являющемся тяжким или особо тяжким, дознание произ­водится в срок не более десяти дней, начиная с момента установления лица, которое его совершило. Если такое лицо не установлено, дознание останавливается с соблюдением требований, предусмотренных статьей 209 настоящего Кодекса.
По делу о тяжком или особо тяжком преступлении дознание производится в срок не бо­лее десяти дней с момента возбуждения дела.
УБОП для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии законных оснований предоставляются очень широкие права.

Закон об ОРД [16]
Статья 8. Права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятель­ности <...> при наличии законных оснований предоставляется право:

  1. опрашивать лиц по их согласию, использовать их добровольную помощь;
  2. проводить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и ве­ществ, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Порядок проведения оперативной закупки и контролированной поставки опреде­ляется нормативными актами Министерства внутренних дел Украины, согласованными с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины;
  3. поднимать в установленном законом порядке вопрос о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и участвовать в их проведении;
  4. ознакомляться с документами и данными, характеризующими деятельность предприя­тий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержания подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготовлять копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и органи­заций — исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, ас разрешения суда — истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозревае­мых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с остав­лением копий таких документов и описания изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке;
  5. проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц;
  6. посещать жилые и другие помещения при согласии их владельцев или жильцов для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельности подозреваемых или лицах, в отношении которых осуществляется проверка;
  7. негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или со­вершения такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том чис­ле путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на земельные участки;
  8. осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника опера­тивного подразделения или лица, сотрудничающего с последним, с сохранением в тайне достоверных данных о их личности. О необходимости такого проникновения выносится постановление, утверждаемое начальником соответствующего органа;
  9. снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства по­лучения информации;
  10. контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые от­правления;
  11. осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств;
  12. иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников;
  13. устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности.
  14. получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о подготавливаемых или совершенных преступлениях и угрозе безопасности общества и государства;
  15. использовать при согласии администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятий, учреждений, организаций;
  16. создавать с целью конспирации предприятия, организации, использовать документы, зашифровывающие личность или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений;
  17. создавать и применять автоматизированные информационные системы;
  18. применять средства физического влияния, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных Законом Украины «О милиции».

ПРАВО БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ВХОДИТЬ В ПОМЕЩЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Согласно требованиям пункта 15 статьи 11 Закона о милиции [15] и подпункта «а» пункта статьи 12 Закона об основах борьбы с оргпреступностью [17] сотрудники УБОП имеют право письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения входить беспрепятственно в любое время суток по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных, дипломатических представительств) независимо от их ведомственной принадлежности и фор собственности, а также в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Сотрудники УБОП имеют право беспрепятственно входить в любое время суток в помещения субъектов хозяйствования, но в то же время такие служебные лица обязаны предъявлять служебные удостоверения и письменное распоряжение руководителя соответствующего специального подразделения, предоставляющее им такое право.

ПРАВО ОПЕЧАТЫВАТЬ ПОМЕЩЕНИЯ, КАССЫ, АРХИВЫ ИЛИ ДРУГИЕ ХРАНИЛИЩА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 4 статьи 12 Закона об основах борьбы с оргпреступностью [17] сотрудники УБОП имеют право по постановлению и с санкции соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, а в безотлагательных случаях — с последующим уведомлением прокурора на протяжении суток в случае угрозы уничтожения, укрывательств или потери предметов или документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности, на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану.
Кроме того, согласно пункту 24 статьи 11 Закона о милиции [15] сотрудники УБОП имею право по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, а до принятия такого решения суда — в присутствии понятых и руководителей предприятии, учреждении, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, опечатывать кассы, склады архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.
Сотрудники УБОП имеют право опечатывать помещения, кассы, архивы или другие хранилища субъектов хозяйствования, но для осуществления этого права они должны предъявить постановление с санкцией прокурора или решение суда.

ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕГЛАСНЫХ СОТРУДНИКОВ

При осуществлении борьбы с организованной преступностью специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел Украины имеют право, если других мер для раскрытия организованной преступности и привлечения виновных к ответственности недостаточно, использовать штатных и нештатных негласных сотрудников, внедряемых под легендой прикрытия в организованные преступные группировки (статья 13 Закона об основах борьбы с оргпреступностью [17]).
Внедрение негласного сотрудника в организованные преступные группировки осуществляется )и наличии сведений об организованной преступной деятельности и на основании письменного поручения.
Для выполнения поручения негласный сотрудник вправе под легендой прикрытия вступать і трудовые, гражданско-правовые и другие отношения. Ущерб или убытки, нанесенные действиями негласного сотрудника при выполнении поручения, возмещаются за счет государственного бюджета. Негласный сотрудник не несет ответственности за нанесенный им ущерб или убытки, ели его действия были необходимы для выполнения поручения.

УК [13]
Статья 43. Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию пре­ступной деятельности организованной группы или преступной организации

  1. Не является преступлением вынужденное причинение ущерба правоохранным инте­ресам лицом, которое согласно закону выполняло специальное задание, участвуя в орга­низованной группе или преступной организации с целью предупреждения или раскрытия их преступной деятельности.
  2. Лицо, указанное в части первой этой статьи, подлежит уголовной ответственности только за совершение в составе организованной группы или преступной организации особо тяжкого преступления, совершенного преднамеренно и совмещенного с насилием над потерпевшим, или тяжкого преступления, совершенного преднамеренно и связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением других тяжелых либо особо тяжелых последствий.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью второй этой статьи, не может быть осуждено к пожизненному лишению свободы, а наказание в виде лишения свободы не может быть назначено ему на срок больше половины максимального срока лишения свободы, предусмотренного законом за это преступление.
Для выполнения поручения негласный сотрудник УБОП вправе под легендой прикрытия вступать в трудовые, гражданско-правовые и другие отношения и при этом он не несет ответственности за нанесенные им ущерб или убытки, если его действия были необходимы для выполнения поручения.
Вопросы деятельности негласных сотрудников, социальные и другие гарантии для них должны регу­лироваться Положением о негласном сотруднике специального подразделения по борьбе с организован­ной преступностью, на сегодняшний день еще не утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Согласно статье 11 Закона об ОРД [16] по желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с гарантированием конфиденциальности сотрудничества. Соглашение о содействии оперативным подразделениям в оперативно-розыскной деятельности может быть заключено с дееспособным лицом. Порядок заключения соглашения должен определить Кабинет Министров Украины. Однако такой порядок Кабинетом Министров Украины пока еще не утвержден.
Лица, привлекаемые к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хра­нить тайну, ставшую им известной. Разглашение этой тайны влечет за собой ответственность со­гласно действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.
Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, по отношению к которому они должны осуществлять оперативно-розыскные меры, является их пациентом или клиентом.
Кроме того, сотрудники УБОП имеют право для выполнения возложенных на них задач привлекать граждан по их согласию к сотрудничеству в порядке, установленном законами, ре­гулирующими профилактическую и оперативно-розыскную деятельность. Принудительное при­влечение граждан к сотрудничеству с УБОП запрещается.

ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЧАСТНИКОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУППИРОВОК В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Для осуществления мер борьбы с организованной преступностью специальные подраз­деления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел имеют право привлекать к сотрудничество участников организованных преступных группировок на осно­вании письменного поручения и в соответствии с нормативными актами Министерства внут­ренних дел.
Участник организованной преступной группировки может быть частично либо полностью освобожден от уголовной ответственности и наказания, если он в процессе оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования или судебного разбирательства дел способствует разоблачению организованных преступных группировок и совершенных ими преступлений, при­влечению виновных к ответственности, возмещению ущерба физическим и юридическим лицам и государству.

ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

В борьбе с организованной преступностью специальным подразделениям по борьбе с о ганизованной преступностью органов внутренних дел предоставляется право по предвари тельной санкции прокурора дополнительно использовать специальные технические сред: ства. Следует иметь в виду, что специальные технические средства используются УБОП в случаях:
а) контроля, фиксирования и документирования разговоров и других действий лиц при наличии оснований считать их причастными к организованной преступной деятельности;
б) фиксирования и документирования факта телефонного разговора между гражданами, направление письма или телеграфного сообщения, без нарушения тайны содержания телефонного разговора, письма или телеграфного сообщения;
в)      обеспечение личной безопасности и безопасности жилья, имущества сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел, участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, с их согласия, в случае угрозы причинения им вреда в связи с их участием в борьбе с организованной преступностью.
В других случаях специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел применяют технические средства в порядке, определяемом Законом ОРД [16]. Так, согласно пунктам 9 и 11 части первой статьи 8 Закона об ОРД [16] при аличии законных оснований УБОП предоставляется право:

  1. снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации;
  2. осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств.

Следует заметить, что негласное проникновение в жилье или в другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной другой корреспонденцией, применение других технических средств получения информации производятся по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. О получении такого разрешения суда или отказе в нем указанные лица сообщают прокурору в течение суток. Применение этих мер проводится исключительно с целью предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если иным способом получить информацию невозможно (часть вторая статьи 8 Закона об ОРД [ 16]).
Фактические данные, полученные и зафиксированные сотрудниками специальных подраз­делений с применением технических средств, могут быть использованы как доказательства в судопроизводстве.

Следующая>>>  

Переход: Первая  1  2  3  Последняя

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134