СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика Экологическая инспекция

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ РАБОТНИКИ... ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

Контроль в сфере охраны окружающей среды заключается в обеспечении соблюдения тре­бований законодательства об охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения, а также гражданами, и делится на государственный и общественный.
В соответствии со статьей 35 Закона об охране окружающей среды [175] государственному контролю подлежат использование и охрана земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и другой растительности, животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, природных территорий и объектов, которые подлежат особой охране, со­стояние окружающей природной среды.
В органы государственного контроля входят:

  1. Государственная экологическая инспекция;
  2. Республиканский комитет АР Крым по охране окружающей природной среды;
  3. государственные экологические инспекции в областях, городах Киеве и Севастополе, Государственная экологическая инспекция по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря, Государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция.

Общественный контроль осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды в соответствии с Положением об общественных инспекторах [177].

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

Государственная экологическая инспекция в областях, городах Киеве и Севастополе (далее — Эко­логическая инспекция) является специальным подразделением Минприроды. Основные задачи дан­ного спецподразделения перечислены в пункте 3 Положения об экологической инспекции [176].

Пункт 3 Положения об экологической инспекции [176]
Основными задачами Инспекции являются:
1) участие в рамках своей компетенции в реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизведения и охраны природных ресурсов (земля, недра, поверхностные воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир), обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, экологической и в рамках своей компетенции радиационной безопасности на соответствующей территории;
2) осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодатель­ства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании, воссоздании и охране природных ресурсов, экологической и в рамках своей компетенции радиационной безопасности, обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами на соответствующей территории.
В соответствии с возложенными на нее задачами Экологическая инспекция осуществляет государственный контроль за:
1) соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды,
рациональном использовании, воссоздании и охране природных ресурсов, экологической и в пре­делах своей компетенции радиационной безопасности, в сфере обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправле­ния в части осуществления делегированных им полномочий органами исполнительной власти, субъектами хозяйствования, физическими лицами;

2) соблюдением правил, нормативов, стандартов в сфере охраны окружающей природной среды, экологической и в пределах своей компетенции радиационной безопасности, обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами); выполнением требований заключений государственной экологической экспертизы в сфере использования, воссоздания и охраны при­родных ресурсов; соблюдением условий выданных разрешений, лимитов и квот на специальное использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

3) загрязнением окружающей природной среды в результате выбросов и сбросов путем про­ведения инструментально-лабораторных измерений показателей состава и свойств, в том числе загрязняющих веществ, в пределах отрасли аттестации на право выполнения этих измерений;

4) соблюдением требований экологической и в пределах своей компетенции радиационной безопасности, в том числе:

  1. в процессе проведения научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения в производство открытий, изобретений, использования новой техники, а также импортируемых оборудования, технологий и систем;
  2. на военных и оборонных объектах, объектах органов внутренних дел, органов Службы безопасности Украины и Государственной пограничной службы в местах их постоянной дислокации, а также во время передислокации войск и военной техники с использованием автомобильных, воздушных, железнодорожных и плавучих транспортных средств, проведения военных учений, маневров;
  3. в пунктах пропуска через государственную границу Украины и в зоне деятельности таможен назначения и отправления;
  4. в процессе транспортировки, хранения, применения, утилизации, уничтожения и обезвреживания пестицидов и агрохимикатов, опасных химических веществ, производственных, бытовых и других видов отходов;
  5. в зонах наблюдения атомных электростанций.

Таким образом, главной задачей Экологической инспекции является осуществление государ­ственного контроля в сфере охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обращения с отходами.
Главная задача Экологической инспекции — осуществление контроля в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обращения с отходами

ПРАВА СОТРУДНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

Основные права сотрудников Экологической инспекции прописаны в пункте 5 Положения об экологической инспекции [176].
Пункт 5 Положения об экологической инспекции [176] Инспекция имеет право:

  1. обследовать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации, военные и оборонные объекты, объекты органов внутренних дел, Службы безопасности Украины и Государственной пограничной службы в местах их постоянной дислокации, проведения военных учений, маневров, а также во время передислокации войск и военной техники с использованием автомобильных, воздушных, железнодорожных и плавучих транспортных средств с целью проверки соблюдения ими требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании, воспроизведении и охране природных ресурсов, обращении с отходами (кроме обращения с радиоактив­ными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, экологической и в рамках своей компетенции радиационной безопасности;
  2. выполнять в установленном порядке отбор проб, инструментально-лабораторные измерения показателей состава и свойств, в том числе загрязняющих веществ на обсле­дуемых объектах;
  3. ограничивать или останавливать (временно) в установленном порядке деятель­ность предприятий, учреждений и организаций и эксплуатацию объектов (в том числе строительство, реконструкцию и расширение объектов, а также работы на территориях и объектах природно-заповедного фонда, не предусмотренные соответствующим режимом) и подавать в Минприроды и Госэкоинспекцию предложения по прекращению их деятель­ности в случае нарушения требований законодательства об охране окружающей природной среды, экологической и в рамках своей компетенции радиационной безопасности, за ис­ключением субъектов предпринимательской деятельности (инвесторов), осуществляющих свою деятельность согласно законодательству о соглашениях о разделе продукции;
  4. опломбировывать помещения, оборудование и аппаратуру предприятий, учрежде­ний, организаций и объектов, по которым было принято в установленном порядке решение об ограничении или остановке (временно) их деятельности;
  5. проверять документы на право специального использования природных ресурсов (лицензии, разрешения);
  6. составлять акты проверок и протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в рамках полномочий, определенных законом;
  7. выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений требований законодательства по вопросам, относящимся к ее полномочиям;
  8. доставлять лиц, совершивших нарушения требований законодательства об охране окружающей природной среды, в органы внутренних дел, Государственной пограничной службы или исполнительные органы местных советов, если личность нарушителя невоз­можно установить на месте совершения правонарушения;
  9. принимать в установленном порядке меры досудебного урегулирования споров и подавать иски о возмещении потерь и убытков, причиненных в результате нарушения требований законодательства об охране окружающей природной среды;
  10. контролировать наличие и правильность заключения договоров обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов, экспортеров и лиц, отвечающих за утилизацию (удаление) опасных отходов, гражданской ответственности субъектов хозяйствования за ущерб, который может быть причинен в результате пожаров и аварий на объектах повышенной опасности;
  11. передавать в правоохранительные органы материалы о действиях, в которых усмат­риваются признаки преступления;
  12. получать в установленном порядке от центральных и местных органов исполнитель­ной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности документы, материалы и другую информацию, не­обходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  13. привлекать специалистов органов исполнительной власти, предприятий, учрежде­ний и организаций (по согласованию с их руководителями) к рассмотрению вопросов, относящихся к их полномочиям;
  14. останавливать транспортные (в том числе плавучие) средства и проводить их до­смотр, досмотр орудий добычи объектов растительного и животного мира на местах их до­бычи, хранения, переработки и реализации;
  15. изымать в установленном порядке у лиц, нарушивших требования законодательства об охране окружающей природной среды, орудия добычи природных ресурсов, объектов растительного и животного мира, транспортные (в том числе плавучие) средства, обо­рудование и предметы, являющиеся орудием незаконной добычи объектов растительного и животного мира, незаконно добытые природные ресурсы и произведенную из них продукцию, а также соответствующие документы (лицензии, разрешения);
  16. вызывать граждан для дачи устных или письменных объяснений в связи с на­рушением ими требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании, воспроизведении и охране природных ресурсов, обращении с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), экологической и в пределах своей компетенции радиационной безопасности;         
  17. осуществлять согласно закону фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъем­ку как вспомогательное средство для предотвращения и раскрытия нарушений требований законодательства об охране окружающей природной среды;
  18. назначать в установленном порядке общественных инспекторов по охране окружаю­щей среды и выдавать им удостоверения соответствующего образца;
  19. досматривать в пунктах пропуска через государственную границу, на таможнях на­значения и отправления все виды транспортных (в том числе авиационных и плавучих) средств в порядке, определенном законодательством, с целью выявления экологически опасных и запрещенных к вывозу из Украины и ввозу в Украину грузов;

<...>

24 предоставлять согласно законодательству платные услуги экологического характера юридическим и физическим лицам.

Следует также заметить, что государственные инспекторы по охране окружающей природ­ной среды во время исполнения своих служебных обязанностей имеют право на ношение и ис­пользование огнестрельного оружия и специальных средств в соответствии с законодательством (пункт 6 Положения об Экологической инспекции [176]).
Таким образом, перечень прав сотрудников Экологической инспекции очень широк, но не все перечисленные права вписываются в общие требования Закона № 877, который, напомним, должен вступить в силу 26.12.2007 г. Так, например, Законом № 877 не предусмотрены полномочия контролирующих органов по ограничению или остановке деятельности предприятия, учреждения или организации, опломбированию или опечатыванию предприятий, цехов (участ­ков), единиц оборудования и другие.

Перечень прав сотрудников Экологической инспекции очень широк, но не все права вписываются в общие требования Закона № 877, который должен вступить в силу 26.12.2007 г.

Вместе с тем в статье 6 Закона № 877 среди прочих полномочий закреплено право за контролирующими органами принимать меры, предусмотренные законом. Поэтому сейчас все зависит от того, придадут ли Положению об экологической инспекции [176] статус Закона.
И если этого не произойдет, то перечень прав сотрудников Экологической инспекции будет ограничен.

ВИДЫ ПРОВЕРОК И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Главной целью проверок Экологической инспекции является определение экологического со­стояния объекта, степени и характера его влияния на окружающую природную среду, соблюдение им требований законодательства, норм и правил в области охраны окружающей среды.
Основным документом, регулирующим проведение проверок по соблюдению природопользователями требований законодательства по охране окружающей природной среды, являются Методические рекомендации № 7 [179]. Эти методрекомендации имеют статус внутриведомственного документа и поэтому носят только рекомендательный характер. Од­нако именно на основании этих рекомендаций Экологическая инспекция и осуществляет проверки. Следует заметить, что со вступлением в силу Закона № 877 такой порядок будет незаконным.
Проверки соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды осуществля­ются в соответствии с планом на основании календарного графика проверок, который является составной частью годового (полугодового, квартального) плана работы Экологической инспекции. Частота этих проверок планируется в зависимости от экологической обстановки в районе размещения объекта, а также от степени и характера влияния на окружающую среду.
Перечень объектов — основных загрязнителей окружающей природной среды, которые долж­ны быть на постоянном контроле и включены в план-график ежегодных проверок, определяет Экологическая инспекция.
Промышленные объекты — основные загрязнители окружающей природной среды подлежат проверке не реже чем 2 раза в год. Остальные же объекты могут проверяться раз в два — три года.

В зависимости от объема освещаемых вопросов можно выделить такие виды проверок:

  1. полные — проверки, в ходе которых освещаются все вопросы природоохранной деятель­ности объектов;
  2. целевые — проверки, в ходе которых освещаются лишь отдельные направления приро­доохранной деятельности объекта (например, состояние исполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, предписаний контролирующих органов, состояние эксплуатации очистного оборудования, состояние учета выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружаю­щую природную среду, размещение отходов ит. п.);
  3. оперативные (специальные) — проверки, в ходе которых освещают только вопросы, по которым получены задания от руководства инспекции или вышестоящих органов, проверки аварийных ситуаций, а также те, которые проводятся по сигналам и жалобам населения.

ПРОЦЕДУРА, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ РАБОТНИКАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Перед началом осуществления проверки работник Экологической инспекции (далее — инспек­тор) должен предъявить служебное удостоверение, объяснить цель, задания и объемы проверки, которая будет происходить.
В ходе проверки инспектор проверяет:

  1. наличие приказов и распоряжений по организации природоохранных работ на объекте и назначение ответственных должностных лиц за их проведение;
  2. наличие положения и должностных инструкций природоохранных подразделений, уком­плектованность данных подразделений кадрами соответствующей квалификации;
  3. соответствие сырья и материалов, в том числе и топлива, требованиям технологических регламентов, ГОСТам и другим стандартам;
  4. проектную и техническую документацию;
  5. материалы разрешений и лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  6. данные ведомственного лабораторного контроля источников выбросов и сбросов;
  7. отчетную документацию по вопросам охраны окружающей природной среды;
  8. порядок осуществления платы за загрязнение окружающей природной среды;
  9. состояние выполнения мероприятий по обнаруженным нарушениям при предыдущих проверках.

Следует заметить, что осмотр производств осуществляется только в сопровождении ответствен­ного представителя объекта. Дальнейшие действия инспектора будут зависеть от того, какой именно вид природоохранной деятельности проверяется.

ПРОВЕРКА ВОЗДУХООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проверка воздухоохранной деятельности осуществляется на объектах, которые в процессе производственной деятельности осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
В процессе проверки воздухоохранной деятельности проверяются стационарные и передвиж­ные источники загрязнения.
При проверке стационарных источников загрязнения в первую очередь инспектор анализи­рует такие документы:

  1. материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также соответствие нумерации источников выбросов на карте-схеме и в материалах инвентаризации;
  2. санитарно-технический отчет по обследованию вентиляционных систем;
  3. статистическую отчетность по форме 2-ТП (воздух);
  4. разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и лимиты выбросов за прошлый, текущий и следующий годы;
  5. материалы ведомственного лабораторного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в пределах санитарно-защитной зоны и другие документы.

Следующим этапом проверки является осмотр производств предприятия, в ходе которого проверяются:

  1. техническое состояние и эффективность работы газоочистных установок;
  2. наличие неучтенных источников выбросов и тех, которые требуют оснащения газоочистными установками;
  3. общее санитарное состояние производств и территории предприятия и т. п.

При этом инспектор имеет право дать задание санитарно-промышленной лаборатории сделать контрольное измерение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по одному или нескольким источникам.
Инспектор имеет право дать задание сделать контрольное измерение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по одному или нескольким источникам.
Проверка передвижных источников загрязнения осуществляется на предприятиях-производителях и на предприятиях, которые осуществляют ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию автомобилей. При этом проверяется наличие контрольно-регулировочных пунктов (постов) — КРП, их оснащенность оборудованием, контрольно-измерительной аппаратурой, воз­можность работы в холодное время года.
На предприятиях, не оборудованных КРП, проверяется наличие договора с организацией, которая проводит определение содержания загрязняющих веществ в выбросах отработанных газов автомобилей.
При проверке передвижных источников загрязнения инспекторы обращают также внимание на наличие необходимой технической документации.

ПРОВЕРКА ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

При проверке водоохранной деятельности инспекторы обращают внимание на водопотребление, водоотведение, потенциальные источники загрязнения поверхностных и подземных вод и общее санитарное состояние территории объекта.
Для анализа водопотребления должностные лица Экологической инспекции должны про­верить:

  1. наличие самостоятельных водозаборов поверхностных и подземных вод, проектно-технической документации на водозаборные сооружения и водопроводную сеть, разрешения на специальное или обособленное водопользование, утвержденные лимиты на забор поверхност­ных и подземных вод;
  2. техническое состояние водозаборов и водопроводной сети, изношенность оборудования, действующую систему противоаварийных мероприятий, наличие инструкций и установок по пред­упреждению аварий и ликвидации их последствий, журналов учета и т. п.;
  3. первичный учет водопотребления;
  4. отчетность по водопотреблению.

Для анализа водоотведения инспектор должен проверить:

  1. систему разделения, очистки и отведения промышленных и хозбытовых стоков, наличие очистных сооружений, канализационной сети, разрешения на сброс сточных вод (разрешений на специальное или обособленное водопользование) и утвержденных лимитов;
  2. наличие ведомственного лабораторного контроля;
  3. степень охвата территории объекта системой ливневых стоков и очистных сооружений, их техническое состояние (изношенность, степень аварийности), наличие проектно-технической документации на эти объекты, разрешений на сброс ливневых стоков в открытые водоемы или другие естественные или искусственные объекты;
  4. отчетность по водоотводу.

Для анализа потенциальных источников загрязнения поверхностных и подземных вод и общего са­нитарного состояния территории должностные лица Экологической инспекции должны проверить:

  1. наличие накопителей, отстойников, полей фильтрации, технических прудов, проектно-технической документации на эти объекты, объемы твердых или жидких отходов, которые накапливаются в них ежегодно, их токсичность и т. п.;
  2. разрешения на сбросы и их соблюдение, платежи на возмещение нанесенного ущерба, целостность пломб, наложенных на выпуски после разрешенных сбросов, наличие самовольно оборудованных выпусков и возможность или фактическое осуществление несанкционированных (залповых) сбросов;
  3. наличие других потенциальных источников загрязнения поверхностных и подземных вод — составы горюче-смазочных материалов, сырья, химических веществ и т. п., возможность влияния на состояние поверхностных и подземных вод в целом.

Также инспекторы проверяют исполнение предписаний и предупреждений предыдущих про­верок объекта контролирующими органами, ведомственных природоохранных планов и программ, постановлений Правительства и местной администрации по вопросам охраны водных ресурсов.
В ходе контроля за образованием, размещением и обезвреживанием отходов в первую очередь инспектор проверяет:

  1. наличие утвержденных лимитов на размещение отходов;
  2. наличие технического паспорта промышленных отходов;
  3. место складирования промышленных отходов;
  4. соблюдение санитарных норм в местах складирования;
  5. способы временного хранения отходов на территории объекта;
  6. соответствие автотранспорта, который занимается перевозкой отходов в места захоронения, классу опасности перевозимых отходов.

Если на объекте имеется полигон по захоронению промышленных токсичных отходов, ин­спектор проверяет:

  1. паспорт полигона и наличие документов по отведению земельного участка под полигон промышленных токсичных отходов, их согласования с природоохранными и санитарными органами;
  2. соответствие полигона классу опасности отходов;
  3. наличие наблюдательных скважин вокруг полигона и периодичность отбора проб воды из них;
  4. влияние полигона на загрязнение подземных вод и открытых водоемов, наличие загрязнения этих вод, кто брал пробы и по какой методике проводится анализ воды.

Если у объекта нет полигона по захоронению отходов, инспектор проверяет наличие договора на захоронение отходов.
Кроме того, в ходе проверки рассматриваются вопросы хранения отработанных люминесцент­ных ламп и наличие договора на их утилизацию.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

По результатам проверки составляется Акт проверки соблюдения требований природоох­ранного законодательства. Составление акта проверки является обязательным. Исключения составляют лишь случаи, когда расследуются очевидные противозаконные действия отдельных лиц (выгрузка мусора в запрещенном месте, разлив нефтепродуктов и т. п.), которые непосред­ственно привели к загрязнению природной среды. В таких случаях составляется только протокол о нарушении природоохранного законодательства.
Вступительная часть акта должна содержать такие данные:

  1. место и дату его составления;
  2. ведомственную подчиненность объекта, на котором проводилась проверка;
  3. почтовый адрес объекта;
  4. банковские реквизиты;
  5. фамилии руководителей и их служебные телефоны;
  6. фамилии и должности лиц, которые проводили проверку.

В констатирующей части Акта раскрываются результаты проверки объекта, которые должны подкрепляться количественными показателями.
В виде отдельного раздела акта оформляются выданные инспектором обязательные для вы­полнения предписания с указанием сроков их выполнения и ссылкой на пункты законодательных или нормативных документов.
Составляется акт проверки в необходимом количестве экземпляров, с учетом того, что один экземпляр должен быть вручен руководителю объекта для исполнения. Подписывается Акт про­верки инспектором, который проводил проверку, всеми членами комиссии (если таковая была) и руководителем.
Даже при наличии замечаний к акту руководитель должен подписать его с указанием заме­чаний и противоречий.
Если же руководитель откажется подписывать акт проверки, инспектор должен передать его через канцелярию объекта или направить по почте заказным письмом.
При выявлении инспектором нарушений требований природоохранного законодательства, которые совершены должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, составляется протокол об административном правонарушении. Такой протокол составляется на месте выявле­ния правонарушения на должностное лицо, которое отвечает за состояние охраны окружающей природной среды на данном предприятии, учреждении или организации, а если такое лицо не на­значено — на руководителя предприятия, учреждения или организации. Если правонарушение совершено несколькими лицами, то протокол составляется на каждое лицо отдельно.
Форма протокола об административном правонарушении приведена в приложении 1 к Инструк­ции № 264 [178]. При составлении протокола обязательно должна быть указана часть статьи и статья КоАП [2], в соответствии с которой наступает административная ответственность.
Протокол подписывается лицом, которое его составило, нарушителем и свидетелями, если они есть.
Нарушитель имеет право приложить к протоколу объяснение и замечание относительно со­держания протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.


1  

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134