СОЛЯРИИ УФ-ЛАМПЫ ИНФРАКРАСНЫЕ КАБИНЫ КОСМЕТИКА СТАТЬИ ФРАНЧАЙЗИНГ FAQ
Юридическая практика К Вам пришли из Госэнергонадзора

Источник: В. Петрушина, <Если к Вам пришли с проверкой>, издатель ООО <ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ <ФАКТОР>, 2007

ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ РАБОТНИКИ ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА

ЗАДАЧИ ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА

Основной целью Государственного энергетического надзора является содействие обеспечению надежного функционирования объединенной энергетической системы Украины в сфере тепло­снабжения и энергетической безопасности государства. Одним из инструментов реализации этой цели является осуществление контроля за соблюдением субъектами электроэнергетики, субъек­тами отношений в сфере теплоснабжения и потребителями электрической энергии требований нормативно-правовых и нормативно-технических актов в сфере производства, снабжения и по­требления электрической и тепловой энергии.
Государственный энергетический надзор за режимами потребления электрической и тепло­вой энергии, техническим состоянием и организацией эксплуатации электрических, тепловых и теплоиспользующих установок осуществляет Государственная инспекция по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии (далее по тексту — Госэнергонадзор).
В своей деятельности инспектор Госэнергонадзора руководствуется Конституцией [1], Законом об электроэнергетике [69], Законом о теплоснабжении [70], Положением о государственном энергетическом надзоре [71] и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии сп. 4 Положения о Государственном энергетическом надзоре [71] основными задачами и функциями Госэнергонадзора являются:

  • организация работы по установлению субъектам электроэнергетики режимов потребления электрической энергии и мощности, согласование потребителям предельных величин потребления электрической энергии и мощности;
  • разработка методологии, организация сбора информации и анализ прогнозов электропотребления на краткосрочный и длительный периоды;
  • надзор за техническим состоянием и организацией технической эксплуатации электрических установок потребителей, кроме установок, эксплуатируемых населением (далее — электрические установки), теплоиспользующих установок и тепловых сетей, подключенных к объектам электроэнергетики (далее — тепловые установки)
  • осуществление в рамках своей компетенции контроля за устранением субъектами электроэнергетики и потребителями обнаруженных нарушений законодательства об электроэнергетике;
  • участие в расследовании причин и последствий аварий и пожаров на электрических и тепловых установках потребителей, которые привели к нарушению режимов работы других потребителей или субъектов электроэнергетики;
  • участие в разработке потребителями и энергоснабжающими (электропередающими) организациями мероприятий по надежному и безаварийному энергоснабжению потребителей;
  • осуществление контроля за соответствием новых и реконструированных электрических и тепловых установок техническим условиям, нормам и Правилам, а также подтверждение их готовности к работе (подаче напряжения), кроме электрических установок напряжением до 1000 В второй и третьей категории надежности электроснабжения и электрических установок, используемых населением;
  • участие в роботе комиссий по проверке знаний технологии работ (правил эксплуатации, производственных инструкций) должностными лицами, ответственными за электрохозяйство потребителей;
  • участие при необходимости в проведении экспертизы электротехнической и теплотехнической частей проектов строительства и реконструкции объектов потребителей на соответствие требованиям Правил;
  • предоставление консультаций, рассмотрение и решение в пределах своей компетенции вопросов, возникающих у потребителей и субъектов электроэнергетики.

ПРАВА ИНСПЕКТОРА ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА

Как правило, субъекты хозяйствования ожидают визита инспектора Госэнергонадзора с неко­торым опасением. Считается, что любая проверка обязательно сопровождается необоснованными «придирками» со стороны инспектора. Не все четко представляют, что имеет право требовать инспектор и где заканчиваются его полномочия. А ведь права госинспектора четко регламентиро­ваны законодательством Украины, в частности статьей 9 Закона об электроэнергетике [69.
Статья 9 Закона об электроэнергетике [69]
<...>
Государственные инспекторы по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии имеют право:

  1. беспрепятственного доступа к электрическим и теплоиспользующим установкам и тепловым сетям потребителей и субъектов электроэнергетики;
  2. получать от потребителей и субъектов электроэнергетики информацию, необходи­мую для выполнения возложенных на них задач в соответствии с нормативно-правовыми актами;
  3. давать потребителям и субъектам электроэнергетики обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений нормативно-правовых актов;
  4. давать потребителям и субъектам электроэнергетики предписания о приведении средств учета, контроля и регулирования потребления электрической и тепловой энергии в соответствие с нормами, правилами и стандартами в электроэнергетике;
  5. посылать собственникам объектов потребителя представления о несоответствии занимаемой должности работника электротехнического профиля, своевременно не про­шедшего проверку знаний по электробезопасности и эксплуатации токоприемников;
  6. требовать от потребителей и субъектов электроэнергетики соблюдения установ­ленных нормативно-правовыми актами режимов потребления электрической и тепловой энергии;
  7. предоставлять предписания о недопустимости продолжения эксплуатации электри­ческих и теплоиспользующих установок потребителей, если это создает угрозу жизни обслуживающего персонала, здоровью населения;
  8. применять в установленном законодательством Украины порядке санкции к субъек­там хозяйственной деятельности за нарушение нормативно-правовых актов и составлять протоколы об административных правонарушениях.

ПРАВО БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ И ТЕПЛОИСПОЛЬЗУЮЩИМ УСТАНОВКАМ

В соответствии с требованиями ст. 9 Закона об электроэнергетике [69] госинспектор имеет право беспрепятственно обследовать электрические, энергетические, тепловые установки и сети а также проверять соблюдение режимов потребления электрической и тепловой энергии субъектов хозяйствования.
Препятствие выполнению должностным лицом органа Госэнергонадзора своих обязанностей влечет за собой применение санкций к предприятию.
Во-первых, предприятие, не допустившее инспектора к своим энергоустановкам, в соответствии со статьей 95' КоАП [2] привлекается к административной ответственности в виде штраф от 3 до 8 ннмдг (51 — 136 грн.). При этом статья 31 Закона о теплоснабжении [70] за отказ допустить проверяющих к системам теплоснабжения и теплопотребления предусматривает штраф в размере 200 ннмдг (3400 грн.).
Во-вторых, согласно пункту 8 Инструкции № 817 [72] в случае недопуска на предприятие инспектор составляет Акт о нарушении порядка допуска, на основании которого соответствующее подразделение Госэнергонадзора направляет электроснабжающей организации Предписание о прекращении электроснабжения такого предприятия.

ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОЗЛОЖЕННЫХ ЗАДАЧ

Для осуществления возложенных на органы Госэнергонадзора функций госинспектор имеет право требовать от субъектов хозяйствования сведения и материалы, относящиеся к облает государственного энергетического надзора. При этом ссылка на то, что тот или иной документ составляет коммерческую тайну, совершенно не обоснованна. Инспектор имеет право требовать любой документ, который необходим ему для выполнения его функций. Конечно, при этом он несет ответственность за неразглашение коммерческой тайны.
Ниже приводим перечень документов, на которые субъекту хозяйствования следует обрати особое внимание. К ним относятся:

  • положение об энергослужбе предприятия, утвержденное его директором;
  • график планово-предупредительных работ электрооборудования и оборудования в газовом хозяйстве;
  • отчеты о выполнении планово-предупредительных работ;
  • список работников, имеющих право оперативных переговоров с энергоснабжающей организацией, утвержденный директором предприятия и согласованный с Госнадзорохрантруда;
  • журнал учета противоаварийных тренировок;
  • приказ о лице, ответственном за электрохозяйство;
  • журнал проверки знаний правил эксплуатации электроустановок;
  • медицинское заключение о разрешении на право работы электротехнических работников на электроустановках;
  • перечень работ, которые выполняются по нарядам и распоряжениям;
  • перечень работ, которые проводятся в порядке текущей эксплуатации;
  • схемы электроустановок;
  • комплект эксплуатационных инструкций и инструкций по охране труда;
  • журнал инструктажей;
  • журнал учета отказов и аварий в работе электрооборудования и сетей;
  • журнал учета защитных средств;
  • журнал учета работ по нарядам и распоряжениям;
  • паспортные карты или журналы с описанием эксплуатируемого электрооборудования и защитные средства с указанием технических характеристик и инвентарных номеров.

Обычно субъекты хозяйствования не уделяют им должного внимания, следствием чего является применение к предприятию штрафных санкций. Согласно пункту 4 Положения № 1312 [73] непредоставление госинспектору информации, предусмотренной нормативно-правовыми актами, по вопросам энергопотребления влечет за собой наложение штрафа в размере до 1000 ннмдг (17000 грн.).
Конечно же, в ходе проверки госинспектор поинтересуется и наличием соответствующих договоров относительно электроснабжения, и их соответствием действующему законодательству.

ПРАВО ДАВАТЬ ПРЕДПИСАНИЯ О ПРИВЕДЕНИИ СРЕДСТВ УЧЕТА В СООТВЕТСТВИЕ С НОРМАМИ, ПРАВИЛАМИ И СТАНДАРТАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Учитывая данное право госинспектора, следует обратить внимание на несколько важных мо­ментов.
Во-первых, согласно требованиям Правил пользования электрической энергией [74] проверка средств учета проводится не реже одного раза в шесть месяцев. Такой осмотр должен проводиться в присутствии уполномоченных лиц потребителя.
Во-вторых, факты подтверждения несоответствия приборов учета, пломб на приборах дей­ствующим стандартам, а также факты вмешательства в их работу, которые привели к занижению показателей, устанавливаются исключительно специализированными организациями, имеющими право на проведение соответствующей проверки (Центр стандартизации, метрологии и сертифи­кации). При этом инспектор не уполномочен делать выводы относительно того, повреждены ли пломбы на приборах, или устанавливать факт вмешательства в работу приборов учета.

ПРАВО ПОСЫЛАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕСООТВЕТСТВИИ РАБОТНИКА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ

Энергоустановка является источником повышенной опасности, поэтому ее безопасная экс­плуатация возможна только при наличии у работников, эксплуатирующих ее, достаточных знаний. Госэнергонадзор осуществляет проверку знаний лиц, ответственных за энергетическое хозяйство.
Порядок проведения проверки закреплен в ПЭЭУ [75].
В соответствии с требованиями п. 5.3 ПЭЭУ [75] проверка знаний должна проводиться:

  1. один раз в год — для работников, которые непосредственно обслуживают действующие энергоустановки и сети или выполняют на них наладочные, монтажные, ремонтные или профилактические испытания, а также для персонала, который оформляет распоряжения и организует эти работы;
  2. один раз в три года — для инженерно-технических работников, которые не относятся к предыдущей группе, связанной с эксплуатацией и ремонтом тепловых установоки сетей.

В случае несвоевременного прохождения проверки знаний персонала по энергобезопасности инспектор Госэнергонадзора направляет руководителю предприятия соответствующее Предпи­сание с требованием устранения лица от выполнения обязанностей.
К тому же отсутствие на предприятии подготовленного персонала может вызвать нена­дежную эксплуатацию энергоустановок и стать основанием для отключения его от энерго­потребления.

ПРАВО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ПРЕДПИСАНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОИСПОЛЬЗУЮЩИХ УСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

При выявлении во время обследования энергоустановок дефектов и неполадок оборудования, которые могут повлечь пожар, взрывы, аварии на обследуемых объектах, угрожающие жизни обслуживающего персонала или здоровью населения, инспектор обязан в соответствии со ста­тьей 9 Закона об электроэнергетике [69] выдать Предписание о недопустимости продолжения эксплуатации такой установки с требованием немедленного ее отключения и провести оплом­бирование ее органов управления после отключения, а также поставить об этом в известность органы государственного пожарного надзора и Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда.
Факт опломбирования оформляется Актом сохранности пломб согласно Положению о по­рядке применения одноразовых номерных пломб инспекторами Госэнергонадзора [76]. В Акте обследования делается пометка о факте составления Акта сохранности пломб.

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСИНСПЕКТОРА ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА № 877

Со вступлением в силу Закона N° 877 [14] (подробнее о нем см. в главе 2 данной книги) права инспектора будут существенно ограничены.
Полномочия инспектора Госэнергонадзора должны устанавливаться исключительно на за­конодательном уровне, т. е. должны регламентироваться Законом, а не положением или други­ми подзаконными актами, что мы наблюдаем в настоящее время. О том, будут ли инспекторы Госэнергонадзора иметь право проводить проверки, если до момента вступления в силу Закона № 877 [14] не будет принят специальный закон, устанавливающий задачи и полномочия Госэнергонадзора, судить сложно. Ведь законодательно согласно пункту 9 Закона об электроэнер­гетике [69] инспектор имеет право беспрепятственного доступа к электроустановкам. Однако право беспрепятственного доступа, по мнению юристов, еще не означает права на проведение проверки. К тому же в Законе об электроэнергетике [69] не прописана и процедура проведения обследований инспектором, которая согласно требованиям Закона N° 877 [14] должна обязатель­но устанавливаться именно на законодательном уровне. Поэтому допускать или нет инспектора к проведению обследований, решать Вам. Однако у Вас появляются законные основания для недопуска инспектора к проверке.

ВИДЫ ОБСЛЕДОВАНИЙ

Основным нормативным документом, определяющим виды обследования, основания и порядока их проведения, является Инструкция по организации проведения обследований электрических теплоисполъзующих установок, тепловых сетей и оформления их результатов, утвержденная приказом Министерства топлива и энергетики Украины от 24.12.2004 г. № 817 (далее — Инструкция № 817).
В соответствии с пунктом 2.5 Инструкции № 817 [72] обследования, проводимые инспектором Госэнергонадзора, подразделяются на основные и другие виды обследований.

ОСНОВНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ: ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ

Основные обследования — это обследования, периодичность проведения которых определяется организационно-методическими документами Госэнергонадзора. Они могут быть комплексными и целевыми.
Комплексные обследования — обследования, которые проводятся в рамках текущего энерге­тического надзора и охватывают весь комплекс работ по обследованию в соответствии с типовыми программами обследований, разработанными и утвержденными Госэнергонадзором.
Комплексные обследования энергоустановок предприятия проводятся на основании письменного поручения на проведение проверки, которое выдается инспектору руководителем соответствую­щего структурного подразделения Госэнергонадзора.
О проведении комплексного обследования руководитель предприятия предупреждается не позд­нее чем за пять рабочих дней до его начала письменным уведомлением или телефонограммой.
Проведению комплексного обследования обязательно предшествует письменное уведомление или телефонограмма, которая должна быть направлена руководителю предприятия не позднее чем за 5 рабочих дней до начала его проведения.
Целевые обследования предприятий проводятся при осуществлении текущего энергетического надзора и в зависимости от цели подразделяются на обследования:

  1. соответствия уровня надежности электроснабжения требованиям категории токоприемника;
  2. технического состояния и организации эксплуатации электрических и тепловых установок, тепловых сетей;
  3. соответствия качества электрической и (или) тепловой энергии;
  4. по вопросам компенсации реактивной электрической мощности;
  5. по вопросам соблюдения режимов потребления электрической и тепловой энергии, а также состояния их учета;
  6. технического состояния системных элементов противоаварийной автоматики, установленных в энергоустановках предприятия;
  7. по вопросам готовности к работе в осенне-зимний период;

Целевые обследования энергоустановок предприятия проводятся на основании письменного поручения на проведение проверки, которое выдается инспектору руководителем соответствую­щего структурного подразделения Госэнергонадзора.
О проведении целевого обследования руководитель предприятия должен быть предупрежден не позднее чем за пять рабочих дней до его начала письменным уведомлением или телефоно­граммой.

ДРУГИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГОУСТАНОВОК ПРЕДПРИЯТИЯ

Другие обследования — обследования, периодичность которых невозможно определить организационно-методическими документами.
Такие обследования проводятся по обращению субъектов предпринимательской деятельности и подразделяются на работы по:

  1. оформлению допуска на подключение новых или реконструированных электроустановок (объектов) предприятия к электрической сети;
  2. оформлению допуска к эксплуатации новых или реконструированных тепловых установок и систем теплоснабжения перед введением их в эксплуатацию;
  3. определению экологической брони электроснабжения потребителя и составлению актов экологической, аварийной и технологической брони электроснабжения потребителей;
  4. проверке качества и количества возвращения конденсата водяного пара;
  5. участию в работе комиссий по проверке знаний работников, ответственных

за электрическое и тепловое хозяйство, а также работников электроснабжающих организаций, которые оформляют акты допуска на подключение электроустановок потребителей к электрической сети, проводят обследования технического состояния электроустановок бытовых потребителей, а также выполняют работы, связанные с эксплуатацией электроустановок потребителей;

  1. расследованию причин и последствий аварий, пожаров, стихийных явлений на энергоустановках предприятия;
  2. расследованию несчастных случаев, происшедших во время эксплуатации энергоустановок на объекте.

Обследования по вопросам соблюдения режимов снабжения и потребления электрической энергии, состояния приборов учета проводится без предварительного уведомления субъектов хозяйствования.

ЗАПРОС ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА

Право инспектора Госэнергонадзора давать письменные запросы субъектам предприниматель­ской деятельности закреплено в пункте 2 статьи 9 Закона об электроэнергетике [69], в со­ответствии с которым инспектор Госэнергонадзора имеет право получать любую информацию в рамках его полномочий, необходимую для выполнения своих функций. На сегодня порядок получения информации инспекторами Госэнергонадзора законодательно не установлен, поэтому сформулируем общие требования к такому запросу:

  1. инспектор вправе требовать информацию только в пределах своих полномочий;
  2. в запросе должна быть указана мотивированная необходимость получения такой информации;
  3. если Вы считаете, что инспектор необоснованно запрашивает документы или что это не относится к его полномочиям, Вы можете отказаться от предоставления указанной в запросе информации, письменно обосновав причину такого отказа.

ПИШЕМ ЗАПРОС В ГОСЭНЕРГОНАДЗОР

Право субъектов хозяйствования обращаться в государственные органы для получения инфор­мации, необходимой для реализации своих прав, интересов и выполнения возложенных на них функций закреплено в п. 2 ст. 9 Закона об информации [43].

Статья 9 Закона об информации [43] Право на информацию
Все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право , на информацию, предполагающее возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.
Реализация права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духов­ные, экологические и другие права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических лиц.
Каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.
К тому же в соответствии с пунктом Положения № 929 [71] одной из функций инспекции Госэнергонадзора является предоставление консультаций, рассмотрение и решение вопросов, возникающих у потребителей.
Порядок предоставления запросов субъектами предпринимательской деятельности не установ­лен, поэтому такой запрос может быть составлен в произвольной форме.
При этом обязательными его «реквизитами» должны быть:

  1. фамилия, имя и отчество (для юридического лица — полное наименование и местонахождение) лица, подающего запрос;
  2. ссылка на нормативный документ, письменную или устную информацию, разъяснение которых Вас интересует;
  3. адрес, по которому необходимо отправить ответ на запрос.

   Образец запроса

Начальнику инспекции Госэнергонадзора Харьковской области
ул. Кооперативная, 12, г. Харьков, 61003 Расторгуеву Александру Константиновичу

Директора ЗАО «Мираж»
ул. Станционная, 1, г. Харьков, 61150
Иванова Валерия Викторовича

ЗАПРОС
Учитывая задания и полномочия Государственного энергетического надзора, определенные в Положении, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 07.08.96 г. № 929, а также руководствуясь правом, предусмотренным статьей 9 «Закона об информа­ции»- от 02.10.92 г. № 2657-ХІІ, просим разъяснить порядок корректировки потребителям договорных величин электроснабжения.
Ответ на наш запрос просим направить по адресу: ул. Станционная, 1, г. Харьков, 61150
Контактные телефоны:_________ 712-30-27_____ .

20.09.2007 г.                                               Иванов                                               В. В. Иванов

Образец обращения в Госэнергонадзор с просьбой направить инспектора для проведения обязательной аттестации знаний персонала

Начальнику инспекции Госэнергонадзора   Харьковской области
ул. Кооперативная, 12, г. Харьков, 61003 Расторгуеву Александру Константиновичу

Директора ЗАО «Мираж»
ул. Станционная, 1, г. Харьков, 61150
Иванова Валерия Викторовича

Руководствуясь требованиями пункта 5.3 Правил технической эксплуатации тепловых установок, просим направить Вашего представителя для участия в комиссии по проверке знаний у лица, ответственного за состояние электрохозяйства**', по адресу: ул. Станцион­ная, 1, г. Харьков, 61150.

Директор ООО «Мираж*-                                                                                                      Иванов                        В. В. Иванов

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
Руководитель объекта, подлежащего обследованию, предупреждается о сроках начала обсле­дования и его виде не позднее чем за пять рабочих дней до его начала письменным уведомлением или телефонограммой.
По прибытии на проверяемый объект инспектор должен предъявить:
- служебное удостоверение, подтверждающее личность проверяющего. Запишите все данные о проверяющих вас лицах: фамилию, имя, отчество, должность, звание, номер служебного удостоверения, кем и когда оно выдано, иначе в случае совершения ими противоправных действий вы даже знать не будете, на кого жаловаться.
- поручение на проведение проверки.
При этом согласно требованиям Инструкции №817 [72] поручение на проведение проверки должно содержать следующие данные:

  1. номер, дату поручения на проведение проверки;
  2. наименование органа государственного энергетического надзора;
  3. фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (ных) на проведение обследования;
  4. наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится обследование;
  5. цели, задачи и вид обследования;
  6. правовые основы для проведения обследования;
  7. предложить план обследования, определить порядок и приоритетность проведения работ по обследованию, при этом решается вопрос об уполномоченном лице, которое привлекается к проведению обследования (как правило, это должно быть лицо,  ответственное за электро- и/или теплохозяйство, либо другое лицо, которое имеет соответствующую квалификацию и назначено руководителем объекта). Следует отметить: при проведении лицензионного контроля, а также в случае контроля объектов признаваемых опасными, предъявление поручения на проведение проверки не требуется. Оно так же не требуется, если обследование осуществляется в связи с обращением самого предприятия.

Предъявление поручения на проведение проверки не требуется:

  1. при проведении лицензионного контроля;
  2. в случае контроля за объектами, признаваемыми опасными;

в связи с проведением обследований по обращению самого предприятия.
Со вступлением в силу Закона № 877 [14] как органы Госэнергонадзора, так и субъекты предпринимательской деятельности получают «законное» право фиксировать процесс проверки средствами аудио- и видеотехники. Это даст возможность в дальнейшем использовать также записи в качестве доказательства при решении возникших при проведении проверок споров и разногласий.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭНЕРГООБСЛЕДОВАНИЙ

Проведение энергообследования подразделяется на два этапа: предварительный и основной.
Предварительный этап обследования является основанием для составления плана его прове­дения и оформления вступительной части Акта обследования. В течение предварительного этапе инспектор ознакамливается с:

  1. соответствующими договорами относительно энергоснабжения и приложениями к ним;
  2. ранее составленными актами обследований, предписаниями, актами проверки выполнения предписаний, постановлениями о наложении штрафов (при наличии);
  3. схемами энергоснабжения и особенностями эксплуатации энергоустановок, размещением приборов учета энергии;
  4. режимами энергоснабжения (энергопотребления), режимными мероприятиями по регулированию электро- и теплопотребления;
  5. особенностями технологии производства;
  6. доведенными до потребителя энергопоставляющей организации уведомлениями о привлечении его нагрузки к графикам ограничений потребления электрической энергии и мощности, графикам аварийных отключений и заданиями на подключение нагрузок к противоаварийной автоматике;

•        последним Актом обследования состояния безопасности электроустановок потребителя.
На основном этапе обследования инспектор согласно типовой программе обследования долже
Проверить:

  1. соответствующую техническую документацию, оценить ее состояние и соответствие требованиям действующих нормативных документов;
  2. режимы потребления электрической энергии, мощности, тепловой энергии и тепловой нагрузки (при необходимости);
  3. соответствие организации учета электрической и/или тепловой энергии требованиям Правил пользования электрической энергией, Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок;
  4. соответствие схем электроснабжения требованиям категории токоприемников;
  5. документацию, техническое состояние и схемы подключения к электрическим сетям резервных автономных источников питания;
  6. состояние системных элементов противоаварийной автоматики, смонтированных в электроустановках (при наличии);

• документы для работы с персоналом по вопросам учебы, инструктажей, проверки знаний по технологии работ, противоаварийной работы. На основном этапе обследования инспектор также проводит осмотр энергоустановок и рассматривает материалы относительно качества энергии и количества возвращения конденсата водяного пара (при наличии).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

АКТ ПРОВЕРКИ

По результатам обследования инспектор Госэнергонадзора составляет Акт обследования. Основные требования к его оформлению изложены в п. 4 Инструкции № 817 [72]. Акт обсле­дования состоит из вступительной, констатирующей и заключительной частей.
Вступительная часть Акта обследования должна содержать:

  1. сведения о структурном подразделении Госэнергонадзора, который осуществляет государственный энергетический надзор на данном объекте, его почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты;
  2. место и дату составления Акта обследования;
  3. фамилию, имя, отчество инспектора (инспекторов), который (которые) осуществляет(ют) обследование;
  4. дату начала и окончания обследования;
  5. название субъекта хозяйствования, его объектов, их месторасположение;
  6. местонахождение, должность, фамилия, имя, отчество руководителя;
  7. вид обследования;
  8. должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного лица, присутствующих во время обследования.

Констатирующая часть Акта обследования в соответствии с типовой программой обследования должна отражать фактические данные относительно:

  1. характеристики объекта и его основного производства;
  2. потребления энергии (электрической, тепловой), ее источников (при наличии);
  3. соответствия надежности электроснабжения предприятия требованиям категории токоприемников;
  4. технического состояния энергоустановок предприятия, организации их эксплуатации;
  5. режимов работы энергоустановок;
  6. наличия и состояния технической документации;

состояния работы с персоналом.

  1. выявленных нарушений требований действующего законодательства с указанием номера пункта нормативно-правового акта, требования которого нарушены.

Заключительная часть Акта обследования должна содержать мероприятия по:

  1. устранению выявленных при обследовании нарушений по организации эксплуатации энергохозяйства, соблюдению режимов потребления (снабжения) энергии и т. п., для которых невозможно установить конкретные сроки выполнения;
  2. улучшению эксплуатации энергохозяйства предприятия;

повышению квалификации персонала энергохозяйства.
В Акте обследования отмечаются только сведения, подтвержденные личным осмотром энер­гоустановок и документацией, которая рассматривалась.
Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один остается на объекте, второй — у инспектора. Акт обследования подписывается инспектором, уполномоченным лицом, которое присутствовало во время обследования, и руководителем предприятия (предпринимателем). Подпись руководителя предприятия скрепляется печатью.

ВОЗРАЖЕНИЯ К АКТУ ПРОВЕРКИ

В случае несогласия руководителя проверенного объекта с заключениями Акта обследования инспектор должен сообщить ему о том, что он имеет право подписать Акт обследования с осо­бым мнением. При наличии такого особого мнения перед подписанием Акта обследования ру­ководитель объекта делает отметку «с особым мнением». Текст его особого мнения по поводу содержания Акта обследования с его подписью, скрепленной печатью, прилагается к каждому экземпляру Акта обследования.
Особое мнение в десятидневный срок рассматривается руководителем структурного подраз­деления Госэнергонадзора, который выдал поручение на проведение обследования. При этом принимается решение утвердить заключение инспектора или согласиться с особым мнением ру­ководителя объекта. Письменное решение по поводу особого мнения руководителя объекта, со­держания Акта обследования согласно пункту 4.8 Инструкции № 817 [72] в трехдневный срок с момента его принятия направляется заказным письмом по почте с уведомлением о вручении и является приложением к Акту обследования.
ПРЕДПИСАНИЕ

При выявлении во время обследования предприятия нарушений требований действующего законодательства инспектор обязан на основании Акта обследования подготовить и выдать ру­ководителю предприятия Предписание.
Предписание оформляется в печатном виде в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается (направляется) руководителю объекта, второй — остается у инспектора.
Акт обследования является неотъемлемой частью Предписания.
В случае оформления Предписания непосредственно на предприятии оба экземпляра вручаются его руководителю для подписи, один из которых остается на предприятии.
Предписание содержит четкую формулировку мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений действующего законодательства. При этом делается обязательная ссыл­ка на конкретный пункт нормативно-правового акта или пункт и параграф соответствующего нормативного документа с указанием конкретного срока выполнения каждого мероприятия.
Формулировки мероприятий Предписания, назначенных инспектором для выполнения на осно­вании выявленных во время обследования нарушений требований действующего законодатель­ства, сроки выполнения указанных в Предписании мероприятий должны быть подготовлены так, чтобы конечный срок действия Предписания, как правило, не превышал трех месяцев. Причем срок указывается конкретный: число, месяц, год.
Если для выполнения мероприятий требуется срок свыше трех месяцев, выдается два или несколько Предписаний в зависимости от количества мероприятий с большими сроками выпол­нения.
Если требования Предписания невозможно выполнить в указанный срок, руководитель объекта должен за 10 дней до окончания срока выполнения наиболее длительного мероприятия Пред­писания обратиться в соответствующее структурное подразделение Госэнергонадзора и получить письменное разрешение на продление сроков выполнения требований Предписания. Обращение рассматривается руководителем соответствующего структурного подразделения Госэнергонадзора. Руководителю объекта в пятидневный срок с даты получения такого обращения направляется мотивированное решение, которое доводится до сведения инспектора Госэнергонадзора, выдав­шего Предписание. Невыполнение требований согласно пункту 4 постановления № 1312 [73] влечет за собой наложение штрафа в размере до 5000 ннмдг.
Невыполнение требований Предписания влечет за собой наложение штрафа в размере до 5000 ннмдг (85000 грн.).

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ

Проверки выполнения Предписаний являются целевым обследованием.
Проверка выполнения Предписания проводится не позднее одного календарного месяца после окончания срока выполнения наиболее длительного мероприятия Предписания. При этом про­верка выполнения требований Предписания осуществляется инспектором путем личного осмотра энергоустановок и проверки технической документации.
При наличии уведомления руководителя предприятия о выполнении требований Предписа­ния в полном размере проверка его выполнения, как правило, проводится во время следующего обследования или проверки предприятия.
По результатам проверки выполнения требований Предписания составляется Акт обследования.
В случае невыполнения предприятием в установленные сроки требований Предписания в Акте обследования делается запись: «Не выполнены требования Предписания
от «___ »________________ 200 _ года №_____ в части:...* и перечисляются требования Предписания, которые не выполнены. Одновременно инспектор оформляет Акт проверки выполнения Предписания.
На основании Акта проверки в соответствии со статьей 27 Закона об электроэнергетике [69] и постановлением № 1312 [73] принимается решение о наложении штрафа. Решение о на­ложении штрафа оформляется постановлением региональной инспекции или инспекции Гос­энергонадзора в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе согласно форме, утвержденной постановлением № 1312 [73.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

Право инспекторов Госэнергонадзора применять штрафные санкции к субъектам предпри­нимательской деятельности за нарушения норм законодательства в сфере электроэнергетики закреплено п. 8 ст. 9 Закона об электроэнергетике [69].
Правонарушения в электроэнергетике влекут за собой гражданскую, административную и уго­ловную ответственность.

 

 


Вид нарушения

Размер штрафа

Срок уплаты штрафа

Основания

1

2

3

4

Штрафные санкции за нарушения в сфере электроэнергетики

Непредоставление информации или
предоставление заведомо недостоверной информации, предусмотренной в лицензиях на производство, передачу или снабжение электрической энергией и нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы функционирования объединенной энергетической системы и потребления энергии

Штраф в размере до 100 ннмдг*
Главный
государственный инспектор — в размере до 1 тыс. ннмдг
Старший инспектор по энергетическому надзору — в размере до 500 ннмдг
Инспектор по энергетическому надзору — до 300 ннмдг

На протяжении 30 дней со дня
вынесения постановления о наложении штрафа

Статья 27 Закона об электро­энергетике [69] пункт 4, 5, 10 По­ложения № 1312 [73]

1

2

3

4

Уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение решений либо предписаний Госинспекции

Штраф в размере до 5000 ннмдг
Главный
государственный инспектор — до 5000 ннмдг
Старший инспектор —
в размере
до 3000 ннмдг
Инспектор по энергетическому надзору — до 1000 ннмдг

 

 

* Ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан (на сегодня — 17 грн.).

Штрафные санкции за нарушения в сфере теплоснабжения

Непредоставление предусмотренной законом информации или предоставление заведомо неверной информации

Штраф в размере 500 ннмдг

В течение 15 дней
с момента вынесения постановления о наложении штрафа

Статья 31 Закона о те­плоснабже­нии [70]

Уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение решений либо предписаний Госинспекции

Штраф в размере до 300 ннмдг

Препятствование или недопуск к системам теплоснабжения и теплопотребления должностных лиц Госэнергопотребнадзора

Штраф в размере до 200 ннмдг

Административная ответственность

Нарушение требований нормативно-правовых актов относительно технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования объектов, подключенных к объединенной энергетической системе Украины, и энергетического оборудования потребителей

Предупреждение или штраф:
—   от 1 до 5 ннмдг (от 17 до 85 грн.) — на граждан;
—   от 3 до 8 ннмдг
(от 51 до 136 грн.) — на должностных лиц.

В течение
10 дней со дня
вручения постановления о наложении штрафа

Статья 95' КоАП [2]

Ответственность за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний Госэнергопотребнадзора

Предупреждение и штраф в размере:
—   от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.) — на граждан;
—   от 1 до 5 ннмдг (от 17 до 85 грн.) — на должностных лиц

Статья 18820 КоАП [2]

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность может быть понесена только при определенных условиях (значительный** размер нанесенного ущерба, действия могут рассматриваться как преступление). Уголовная ответственность наступает в случае вынесения судом обвинительного приговора без освобождения от отбывания наказания. Органами, уполномоченными расследовать дела по всем перечисленным ниже нарушениям, являются органы прокуратуры или внутренних дел.

1

2

3

4

Хищение электрической и тепловой энергии путем самовольного использования без приборов учета (если использование приборов учета является обязательным) или вследствие умышленного повреждения приборов учета или любым иным способом, если такими действиями причинен значительный ущерб

Размер вреда:
100 и более ннмдг***
(от 20000 грн. и более) — штраф в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.), или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет

В течение
30 дней со дня
вступления в силу приговора суда

Статья 1881 УК [13]

Те же самые действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, если они причинили вред в больших размерах

Размер вреда:
200 и более ннмдг***
(от 40000 грн.
и более) — лишение
свободы на срок
до 3 лет

 

Статья 188' УК [13]

Умышленное повреждение или разрушение объектов электроэнергетики,
если эти действия привели или могли привести к нарушению нормальной работы этих объектов

Штраф
от 100 до 200 ннмдг
или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет;

 

Статья 194' УК [13]

Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц,
или общеопасным способом

Лишение свободы
на срок от 3 до 10 лет

 

 

В случае, если вышеуказанные действия привели к гибели людей или к другим тяжелым последствиям

Лишение свободы на
срок от 8 до 15 лет

 

 

** Вред считается причиненным в значительном размере, если его размер в сто и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан, в больших размерах — если он в двести и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

***В соответствии со статьей 225 Закона № 889 [111] в целях применения норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений и правонарушений сумма не облагаемого налогом минимума доходов граждан устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. В 2007 году размер налоговой социальной льготы составляет 200 грн.

 

Обратите внимание! Размер штрафных санкций, налагаемых в соответствии со статьей 27 Закона об электроэнергетике [69], зависит от ранга государственного чиновника, проверяющего предприятие. Так, если предприятие проверял просто госинспектор Энергонадзора, то за не­предоставление информации, предусмотренной законодательством, он может применить штраф в размере до 300 ннмдг, а если главный государственный инспектор или его заместители — в размере до 1000 ннмдг.
Решение о применении штрафа принимается на основании Акта проверки. Соответствующее решение оформляется Постановлением о наложении штрафов.
Данное Постановление составляется в двух экземплярах: первый остается у Госэнергонадзо­ра, а второй — в 3-дневный срок после оформления отправляется субъекту хозяйствования для уплаты штрафа.
Действия проверяющего по применению штрафных санкций можно обжаловать в судебном порядке (п. 27 Закона об электроэнергетике [69]). При этом постановлением № 1312 [73] предусмотрено, что субъект хозяйствования обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вынесения постановления о его наложении. В случае неуплаты в установленный срок штраф взыскивается в судебном порядке.
Если размер штрафа будет несоизмеримо большим по сравнению с выявленными нарушения­ми или с доходами, получаемыми от хозяйственной деятельности, субъект предпринимательской деятельности может не платить такой штраф в установленный тридцатидневный срок, а доби­ваться в суде уменьшения его размера.
По факту совершения административного правонарушения составляется протокол об адми­нистративном правонарушении.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим правонарушение. Часто руководители предприятия, не признавая свою вину, отказываются подписывать про­токол. Такое право предусмотрено ст. 256 КоАП [2], а в протоколе делается соответствующая запись. Однако «голый» отказ от подписи вряд ли приведет к каким-либо положительным результатам. Именно поэтому гораздо проще не просто отказаться от подписи, а согласно той же статье 256 КоАП [2] предоставить пояснения и замечания в отношении содержа­ния протокола, которые прилагаются к протоколу, также в нем указываются мотивы отказа от подписи.
Постановление по делу о наложении административного штрафа может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Госэнергонадзоре или суде, решение которого являет­ся окончательным. КоАП [2] не устанавливает никаких требований относительно форм жалоб, поэтому она может быть составлена в произвольной форме.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ

Решение инспектора Госэнергонадзора может быть обжаловано либо в Госэнергонадзоре, либо в судебном порядке.
Законодательно требования к порядку составления жалоб не установлены, поэтому жалоба может быть составлена в произвольной форме. При этом в жалобе необходимо указать:

  • фамилию, имя, отчество, место жительства физического лица, а для юридического лица — его наименование, местонахождение, а также адрес, по которому необходимо направить решение (ответ) по жалобе (заявлению);
  • наименование органа, которым выдано Постановление о наложении штрафных санкций, его номер и дату выдачи;
  • суть затронутого вопроса, прошение или требование и обоснование несогласия с решением;
  • подпись физического лица — или уполномоченного на то лица, а для юридического лица — подпись руководителя или представителя юридического лица, скрепленная печатью юридического лица.

ВЫВОДЫ

  1. Основная функция Госэнергонадзора — надзор за режимами потребления электрической и тепловой энергии, техническим состоянием и организацией эксплуатации электрических, тепло­вых и теплоиспользующих установок и потреблением электрической и тепловой энергии.
  2. Инспектор Госэнергонадзора имеет право беспрепятственно обследовать электрические, энергетические, тепловые установки и сети, а также проверять соблюдение режимов потребления электрической и тепловой энергии субъектов хозяйствования.
  3. Обследования, проводимые инспектором Госэнергонадзора, подразделяются на комплексные,  целевые и другие виды обследований.
  4. О проведении обследования и его виде руководитель предприятия предупреждается не по; нее чем за пять рабочих дней до его начала письменным уведомлением или телефонограммой
  5. Обследования проводятся в два этапа: предварительный и основной.
  6. По результатам обследования составляется Акт проверки.
  7. При выявлении нарушений требований законодательства инспектор на основании Акта проверки составляет Предписание. Он же и контролирует его выполнение.
  8. Правонарушения в электроэнергетике влекут за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность.

Решение инспектора Госэнергонадзора может быть обжаловано либо в Госэнергонадзор либо в судебном порядке


1  

Главная страница Купить солярий УФ-Лампы Инфракрасные кабины Косметика Аксессуары Статьи Новости ЧаВо Карта сайта

© "Санлайн", 1998-2016 г. - Украина, Харьков, ул.Есенина, 1, тел. +38 (057) 714-14-46 e-mail: info@sun.in.ua

Warning: mysql_close(): 3 is not a valid MySQL-Link resource in /sata1/home/users/solariy/www/www.solariy.com.ua/practic.phtml on line 134